Назначение и функции таможенных органов. Как уже отмечалось, обязательным участником таможенных правоотношений является особый вид органов государственной власти - таможенные органы. Они являются специальным субъектом таможенных правоотношений и заслуживают особого изучения, тем более что система таможенных органов нашей страны и их компетенции достаточно сложна.
Термин «таможенные органы» используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.
Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.
Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. B качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.
Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или в судебном порядке.
B числе наиболее важных нормативно-правовых актов, содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить Таможенный кодекс (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» и некоторые другие акты.
B соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):
1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. B настоящий момент таким центральным государственным органом является Федеральная таможенная служба (до июня 2004 г. Государственный таможенный комитет - ГТК России), находящаяся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в нашей стране осуществляют следующие основные функции:
Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
Ведут таможенную статистику внешней торговли;
Обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Статья 408 Таможенного кодекса закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вышеизложенных функций:
1) принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными нормативно-правовыми актами, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено Таможенным кодексом;
3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;
7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении; имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;
12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;
13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;
Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
В иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;
14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.
Структура таможенных органов в России. На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России - центральный орган, находящийся в ведении Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».
B этом нормативном правовом акте перечислено несколько десятков функций этого органа по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:
Осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных таможенных платежей, контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;
Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, борьба с нарушениями установленных таможенных правил;
Обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;
Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод граждан;
Ведение таможенной статистики;
Информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
Осуществление в пределах определенной законом компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
Осуществление дознания, производства по делам об административных правонарушениях (включая совершение неотложных следственных действий) и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности;
Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;
Взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Bсемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;
Реализация программ развития таможенного дела в Российской Федерации.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и еще четырех заместителей.
Структура ФТС представлена ниже достаточно подробно.
Существует восемь главных управлений: Главное организационноинспекторское управление (аппарат председателя ФТС России); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий;
Есть также 11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.
Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.
Территориальными подразделениями ФТС являются семь региональных таможенньх управлений, включающих в себя следующие таможни:
Центральное таможенное управление - Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Зеленоградскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, Подольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акцизную, Центральную оперативную и Центральную тыловую;
Северо-Западное таможенное управление - Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калиниградскую оперативную,
Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктывкарскую, Северо-Западную акцизную, Северо-Западную оперативную, Северо-Западную тыловую, а также специализированное подразделение - Кинологический центр Северо-Западной таможни;
Южное таможенное управление - Адыгейскую, Астраханскую, Bолгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, КабардиноБалкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодарскую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставропольскую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную оперативную;
Приволжское таможенное управление - Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную;
Уральское таможенное управление - Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, ЯмалоНенецкую, Уральскую оперативную;
Сибирское таможенное управление - Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Bосточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую;
Дальневосточное таможенное управление - Амурскую, Биробиджанскую, Благовещенскую, Bанинскую, Bладивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую, Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточную оперативную.
Региональные таможенные управления осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который (как и создание, реорганизацию и ликвидацию управлений и их подразделений) определяет ФТС России. B задачи региональных таможенных управлений входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус региональных таможенных управлений регламентируется приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о региональном таможенном управлении.
Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.
Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.
Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).
Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1. проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2. содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
4. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5. обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6. обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
8. выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
11. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
12. обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
13. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
14. обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
16. проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится таможенной службе РФ, которая на данный момент переживает новый этап своего развит и реформирования.
Законом РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ был принят новый Таможенный кодекс РФ. Это был уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства, вступивший в действие с 1 января 2004 г.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу РФ (п. 15), находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Во исполнение данного подзаконного нормативного правового акта министр экономического развития и торговли РФ принял приказ от 5 июля 2004 г. № 190 «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в федеральную таможенную службу. В официальных источниках не опубликован. 21 августа 2004 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о федеральной таможенной службе.
Целью таможенных органов РФ является осуществление таможенного регулирования посредством наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.
Основные задачи таможенных органов РФ:
- - взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;
- - осуществление государственного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
- - контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;
- - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере;
- - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- - добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующие основные функции:
- - осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарообмена через таможенную границу РФ;
- - взимают таможенные пошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
- - обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- - обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- - обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
- - ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
- - осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
- - ведут таможенную статистику внешней торговли;
- - обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;
- - осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
- - проводят научно-исследовательские работы по вопросам таможенного дела.
Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом. Она вправе создавать учреждения, которые входят в систему таможенных органов, однако не осуществляют правоохрану. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 429 от 21 августа 2004 г. ФТС в качестве одного из полномочий «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях».
Региональные таможенные управления РФ (РТУ) являются промежуточным звеном между ФТС России таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов РВ и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС России.
Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимости от своего территориального размещения подразделяются на пограничные и внутренние.
К пограничным относят таможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских портах. К ним относятся и пункты перехода (пропуска) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.
К внутренним относятся таможни и таможенные посты, расположенные в местах сосредоточения участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории РФ. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах.
Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят (ст. 402 ТК РФ):
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
Таможни;
Таможенные посты.
Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.
Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.
В своей деятельности Федеральная таможенная служба РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
ФТС РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.
Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.
Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.
Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:
1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;
12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
Единая система таможенных органов - это вся совокупность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.
Целостность системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.
Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.
Иерархичность системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.
Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей.
Характерные признаки любой системы - ее целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоятельность.
Применительно к системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты - символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности сотрудников таможенных органов регламентированы Федеральным законом Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 1997 г. ОСНОвы с.22
Регулирование таможенного дела в Российской Федерации осуществляется на основе Таможенного кодекса от 18 июля 1997 г. и Закона «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Таможенное дело в Российской Федерации охватывает таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, технический контроль и другие средства проведения таможенной политики государства.
Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, а непосредственное руководство - Государственный таможенный комитет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Никакие государственные органы, кроме Государственной Думы, Федерального собрания, Президента и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, либо изменять их структуру, функции и задачи. К основным функциям таможенных органов относятся:
Участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики;
Контроль за исполнением законодательства;
Защита прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов России; 459
Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
Обеспечение соблюдения установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств;
Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу России;
Пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности и других товаров;
Осуществление таможенного контроля, таможенного оформления и валютного контроля. ДЕГ с.460
Центральным органом федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Помимо него в единую таможенную систему страны входят:
Региональные таможенные управления;
Таможни РФ;
Таможенные посты РФ.
Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ГТК РФ. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями. ПАН с.378
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ГТК РФ.
Организационная структура ГТК РФ определяется Правительством РФ и Председателем ГТК РФ. Председатель ГТК РФ назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ. Председатель ГТК РФ не только руководит деятельностью комитета, но и осуществляет общее руководство системой таможенных органов.
Председатель ГТК РФ имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых относится к компетенции Правительства РФ. Председатель ГТК РФ распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ГТКРФ. Работу коллегии возглавляет председатель ГТК РФ, в ее состав входят заместители председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказом председателя ГТК РФ, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. ПАН с.379
Организационная структура ГТК РФ включает несколько функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов, управление организации таможенного контроля, отдел валютного контроля и др.).
Территориальными органами таможенной системы являются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.
Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов председателя ГТК РФ. В России созданы следующие региональные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. ПАН с.380
Для реализации поставленных задач региональные управления наделяются правом требовать от организаций и граждан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить контрольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или изменять постановления по этим делам, выносимые таможнями региона. Региональное управление имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряжения, вносить в ГТК РФ предложения по совершенствованию таможенного контроля.
Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты.
Территориальные границы таможни могут, как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального и национального деления регионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распространяется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).
В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:
Пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);
Внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).
Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных платежных документов.
Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.
Помимо территориальных таможен создаются специализированные таможни для осуществления отдельных видов деятельности (энергетическая, акцизная) и центры таможенного оформления. С целью максимального приближения к участникам внешнеэкономических связей в ряде мест создаются таможенные посты.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Они могут быть специализированными, пограничными и внутренними.
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии. ПАН с.381
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.
К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт «Внуково», г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт «Шереметьево», «Домодедово», г. Москва), Пулковская (аэропорт «Пулково», г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.
Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна
4.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции
Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.
Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба РФ;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро– и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС РФ. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.
Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.
Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
Ведут таможенную статистику внешней торговли;
Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого надлежащих условий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна118. Особенности банковской системы США и ее структура и функции Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), состоящая1) из 12 федеральных резервных банков;2) из большого количества банков-членов. Согласно Федеральному резервному акту
Из книги Все налоги России 2013 автора Из книги Инновационный менеджмент автора7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в
Из книги Все налоги России 2012 автора Семенихин Виталий ВикторовичРаздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные
Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич85. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства
Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна22. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства
Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич40. Функции региональных органов Федеральной налоговой службы в субъектах РФ Региональные органы Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательством для государственных налоговых инспекций по
Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис АлександровичТема 44. Финансовый рынок: структура, функции, участники Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основная роль на финансовом
Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин40. Система и структура органов местного самоуправления В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и
Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина2. Функции и структура рынка Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика
Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность
автора Маховикова Галина АфанасьевнаЛекция 6 Тема: РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА В данной лекции исследуется экономическое содержание рыночной экономики:рассматриваются условия возникновения, роль и функции рынка;изучаются роль и место в экономике домашних хозяйств, фирм и
Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом
Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Современная денежно-кредитная система состоит из трех
автора Маховикова Галина Афанасьевна5.1. Рынок: сущность, роль, функции и структура В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В
Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина АфанасьевнаЗанятие 8 Рынок: сущность, роль, функции, структура
Франчайзинг