На 1 августа запланировано размещение в свободном доступе первой редакции единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр субъектов МСП). Напомним, ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " " (далее – закон о развитии МСП), которая предусматривает создание этого нового информационного ресурса, начала свое действие в начале июля (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ " "; далее – Закон № 408-ФЗ).
Согласно задумке авторов закона, реестр субъектов МСП объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит этим хозяйствующим субъектам избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия каждый раз обращаясь за господдержкой, а также участвуя в госзакупках. А кроме того, добавляют в пресс-службе Минэкономразвития России, создание такого реестра даст возможность снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий и повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статус субъекта МСП дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом. Так, они пользуются правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета и кассовых операций, упрощенный порядок статистического контроля. Субъекты МСП имеют также преимущества при участии в размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, для них действует особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества.
Также статус субъекта МСП необходим для исключения из плана проверок в рамках "надзорных каникул" с начала 2016 года по 31 декабря 2018 года. Напомним, "надзорные каникулы" касаются практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий и освобождают от визитов контролеров весь малый и средний бизнес ( , п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " ", ). Однако, для того, чтобы воспользоваться всеми этими привилегиями предпринимателям приходится собирать, подчас, солидный пакет документов. А прохождение положенных процедур нередко отнимает у бизнесмена не только время, но и деньги. Освободить малый и средний бизнес от ряда бюрократических процедур как раз и призван реестр МСП.
Рассмотрим, что представляет из себя новый реестр и как его создание отразится на повседневной жизни малого и среднего бизнеса.
Какие сведения попадут в реестр субъектов МСП
В первую очередь необходимо еще раз подчеркнуть, что наличие информации о том или ином хозяйствующем субъекте в реестре субъектов МСП автоматически подтверждает его соответствие определенным законом о развитии МСП критериям. Это основная идея разработчиков , реализация которой должно облегчить жизнь российским предпринимателям ().
О том, на какие отношения не распространяется преимущественное право субъектов МСП на приватизацию недвижимости, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки"
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
В действующей редакции закона о развитии МСП приведен перечень сведений о субъекте МСП, которые включаются в реестр. Так, в реестр будут включены сведения о:
- регистрационных данных экономического субъекта (наименование, ИНН, место нахождения, категория МСП, код ОКВЭД и т. д.);
- имеющихся у предприятия или ИП лицензиях;
- производимой продукции, с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- включении юрлица или ИП в число участников программ партнерства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ);
- наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " и (подп. 1 – 11 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).
Кроме этих сведений, в результате июльских поправок была предусмотрена возможность дополнить реестр МСП дополнительной информацией о хозяйствующих субъектах в соответствии с требованиями иных федеральных законов, или по решению правительства. Однако пока эта возможность не реализована на практике ().
Таким образом, новый информационный ресурс позволит не только подтвердить статус субъекта МСП, но и расскажет потенциальным заказчикам продукции и услуг о перспективах сотрудничества с тем или иным предприятием или ИП.
Как реестр будет наполняться информацией о субъектах МСП
За ведение и наполнение данными реестра МСП отвечает ФНС России. Она же будет обеспечивать доступ к нему, который будет открытым и бесплатным. Как отмечают представители службы, ознакомиться с содержимым реестра можно будет на официальном сайте ФНС России. Доступ к информационному ресурсу будет обеспечен в разделе электронных сервисов на сайте www.nalog.ru ( , ответ на обращение, опубликованный на официальном сайте ФНС России "www.nalog.ru", июнь 2016 г.).
Как неоднократно подчеркивало Минэкономразвития России, присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам и внесение об этом данных в реестр субъектов МСП, будет происходить автоматически, на основе уже имеющихся в распоряжении федеральных органов власти данных. Отдельно подчеркивается отсутствие дополнительных административных процедур, связанных с предоставлением предпринимателями и юридическими лицами дополнительных документов для этого. Так, реестр субъектов МСП будет сформирован на основании сведений:
- содержащихся в налоговой отчетности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов);
- содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- поступивших от других органов государственной власти и уполномоченных организаций ( , ).
Таким образом, полнота и достоверность содержащихся в реестре сведений зависит не только от качества работы оператора информационного ресурса, но и от дисциплинированности самих субъектов МСП. Тем не менее, сведения о производимой продукции, об участии в программах партнерства с заказчиками, о наличии заключенных госконтрактов, субъекты МСП будут представлять самостоятельно в форме электронных документов, посредством функционала сайта ФНС России с использованием квалифицированной электронной подписи ().
При этом специального порядка проверки достоверности вносимых в реестр сведений не предусмотрено. Как отмечают в Минэкономразвития России, малые и средние предприятия будут самостоятельно нести риски представления недостоверной информации. А в отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для верификации сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.
Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 закона о развитии МСП, будут вноситься в реестр ежегодно 10 августа на основании данных, которыми располагала ФНС России на 1 июля текущего календарного года. Таким образом, как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития России, если, допустим, ИП или юрлицо не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, ФНС России не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году ().
Следует также отметить, что в первоначальной редакции реестра субъектов МСП окажутся как юрлица и ИП, соответствующие требованиям закона о развитии МСП в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, так и юрлица, созданные в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года. Также 1 августа в реестр попадут сведения о производственных кооперативах, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года, а также сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в период с 1 января 2016 года по 1 июля 2016 года ( , ). Таким образом, с учетом предусмотренного переходного периода, в реестр 1 августа должны попасть все без исключения предприятия и ИП, отвечающие признакам субъекта МСП на момент запуска информационного ресурса. При этом те субъекты МСП, которые уже отвечают требованиям , и получают господдержку до 1 августа этого года, сохранят на нее право до конца 2016 года ().
Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр
Нужно добавить, что актуализироваться данные реестра субъектов МСП, в случае изменения их статуса, будут ежемесячно, также 10-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в ФНС России обновленных сведений. Так, ежемесячно будет обновляться информация о:
- изменении регистрационных данных субъектов МСП;
- юридических лицах, ИП, прекративших свою деятельность;
- производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц ( , ).
Храниться сведения о субъекте МСП будут в реестре на протяжении пяти календарных лет, причем, как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития России, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус или нет. А если же предприниматель будет исключен из реестра субъектов МСП, то об этом в реестре будет сделана только соответствующая отметка, однако данные об этом хозяйствующем субъекте в перечне останутся на весь пятилетний срок ( , ).
Исключаться из реестра будут те субъекты МСП, которые:
- не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- не отчитались по уплаченным налогам;
- перестали отвечать условиям отнесения к субъекта МСП в соответствии со ст. 4 закона о развитии МСП, а также деятельность которых прекращена в установленном порядке ( , ).
***
Запуск единого реестра субъектов МСП станет ощутимым подспорьем в деле развития малого и среднего предпринимательства. Причем важно, что бенефициарами этого процесса являются в первую очередь предприниматели, а не чиновники. При этом необходимо, чтобы информационная система заработала без сбоев с самого первого дня – ведь от этого может зависеть успех того или иного коммерческого предприятия.
В то же время, заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков надеется, что предприниматели не столкнутся с отказами в предоставлении господдержки из-за отсутствия сведений о них в реестре после его запуска. "Но мы планируем в первые месяцы работы реестра мониторить, совместно с предпринимателями, качество его работы и оперативно информировать о выявленных недочетах структуры, ответственные за работу этого информационного ресурса", – подчеркнул эксперт.
Тем не менее, эксперты рассчитывают, что реальный эффект от предложенных нововведений предприниматели смогут ощутить уже сразу после момента запуска реестра. А дебют этого информационного ресурса, напомним, состоится 1 августа.
1. Как вступить в единый реестр субъектов малого предпринимательства?
ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» проводится работа по созданию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – базы данных, содержащей широкий состав сведений о МСП России.
Сведения реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
2. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
В целях обеспечения автоматического формирования реестра в конце 2015 года в «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены поправки, уточняющие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей ведения реестра предусмотрен переход от понятия «выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость» к понятию «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» к понятию «среднесписочной численности работников». Внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Таким образом, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
- акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.
При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.
3. Каким образом можно будет внести в реестр дополнительные сведения о субъекте малого или среднего предпринимательста
Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис (ссылка будет активирована после 1 августа 2016 года), размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Квалифицированная может быть получена в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Как часто будут обновляться сведения, внесенные в реестр?
В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ первое формирование и размещение сведений реестра произойдет 1 августа 2016 года. В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.
При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
- внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях;
- исключение сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность;
- актуализация сведений, индивидуализирующих предпринимателя (наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);
- внесение сведений о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.
4. Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в реестр
Специального порядка не предусмотрено.
Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.
В отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.
Что будет происходить с организациями, сведения о которых не будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Предусмотрены ли какие-то переходные положения?До 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к соответствующим категориям (микро-, малые и средние предприятия) применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ, то есть до 1 января 2016 года).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ), сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Недавно изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям. Об этом новшестве и его последствиях рассказывает представитель Минэкономразвития России.
Максим Викторович, для чего были изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу?
М.В. Паршин
: Изменения, внесенные в законодательство, связаны с созданием и последующим ведением в автоматическом режиме Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, от понятия «выручка» мы переходим к понятию «доход от ведения предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» - к понятию «среднесписочная численность работников». Уточнены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Оператором Реестра назначена Федеральная налоговая служба. Реестр заработает на сайте ФНС с 1 августа 2016 г.И с 1 августа вводятся дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Один из них - предельная суммарная доля участия в уставном капитале иностранных и крупных организаций - относится к обществам с ограниченной ответственностью. А к акционерным обществам этот критерий не применяется?
М.В. Паршин
: Если доля крупных или иностранных компаний в уставном (складочном) капитале предприятия превышает 49%, такое предприятие теряет статус субъекта МСП. Подобный критерий существует в законодательстве многих стран и получил в зарубежной практике название «критерий независимости происхождения». Сейчас в информационных ресурсах ФНС нет оперативной информации о структуре уставного капитала акционерных обществ. Поэтому применить такой критерий к АО и внести в Реестр субъектов МСП сведения об АО пока невозможно. Так что этот критерий действительно применяется только для обществ с ограниченной ответственностью.В перспективе мы рассчитываем разработать механизм сбора таких сведений для целей ведения Реестра - либо непосредственно у эмитентов, либо у организаций, обладающих соответствующей информацией. Прорабатывается вопрос объединения информационных систем Минэкономразвития, Банка России и ФНС.Получается, «обычные» АО, не выпускающие высокотехнологичную или инновационную продукцию, не смогут получить статус МСП и попасть в Реестр?
М.В. Паршин
: Действительно, данные об «обычных» АО с небольшим доходом и численностью работников пока не могут быть включены в Реестр. Но наиболее массовая форма организации малого бизнеса в России - общество с ограниченной ответственностью. Сведения о таких компаниях в Реестр, безусловно, будут включены, если эти общества соответствуют критериям по размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, среднесписочной численности работников и структуре уставного капитала.Какова с 01.08.2016 максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий: 99 или 100 человек? А для микропредприятий - 14 или 15 человек?
М.В. Паршин
: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для малых предприятий 100 человек включительно, для микропредприятий - 15 человек включительно. А для средних предприятий - 250 человек включительно.Реестр заработает с 1 августа 2016 г. Но некоторые показатели (доход, численность работников) определяются по итогам предыдущего года. Лишаются ли организации, переставшие соответствовать правилам отнесения к малым предприятиям, этого статуса уже с 2016 г. или с 2017 г.?
М.В. Паршин
: До 1 августа 2016 г. применяются прежние правила отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП (по категориям микро-, малые и средние предприятия).Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие этим условиям и получавшие поддержку по государственным и муниципальным программам до 1 августа, сохранят право на такую поддержку до конца 2016 г.При этом с 1 августа 2016 г. отнесение предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и внесение сведений о них в Реестр будут происходить по новым критериям.Наш читатель приводит такую ситуацию. На начало 2015 г. по действующей в то время редакции Закона № 209-ФЗ организация относилась к средним предприятиям (выручка больше 400 млн руб., но меньше 800 млн руб. в течение 2 лет подряд). С 25 июля 2015 г. изменились критерии отнесения предприятий к малым: увеличился до 800 млн руб. предельный размер выручки за предшествующий год. У организации выручка в предшествующие 3 года подряд не превышала 800 млн руб. (и по другим показателям организация не превышала предельные значения для малых предприятий). Изменила ли организация с 25 июля 2015 г. свой статус на «малое предприятие» автоматически?
М.В. Паршин
: Категория субъекта МСП изменяется тогда, когда предельные значения средней численности работников или выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет подряд. Поэтому сейчас такая организация может быть отнесена к малым предприятиям.В 2015 г. выручка организации была более 800 млн руб. По всем остальным показателям организация не превысила предельных значений. Будет ли организация относиться к малым предприятиям с 1 августа 2016 г.?
М.В. Паршин
: С 1 августа 2016 г. при отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) мы переходим к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности. Сейчас Минэкономразвития России разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства РФ.Предельные значения дохода будут такими же, как сейчас предельные значения выручки: для микропредприятий - 120 млн руб., для малых - 800 млн руб., для средних - 2 млрд руб.Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.Таким образом, организация, о которой идет речь, может быть отнесена к категории среднего предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. находится в интервале от 800 млн до 2 млрд руб. При этом, конечно, должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 250 человек).Расскажите о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие сведения о малых и средних предприятиях будут в нем содержаться? Кто будет их вносить?
М.В. Паршин
: Помимо категории МСП (микро-, малое или среднее предприятие), в Реестре будут отражены сведения о том, какую продукцию предприятие производит, о его видах деятельности, данные о полученных им лицензиях, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.Реестр будет формироваться на основании:- сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), которую организация или предприниматель представляли в ИФНС в прошлом году;- сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;- сведений, поступивших в ФНС от других ведомств в порядке информационного
взаимодействия;- сведений, которые предприниматели могут подать в добровольном порядке.То есть сами организации и предприниматели подавать сведения о себе для внесения в Реестр не должны?
М.В. Паршин
: При формировании Реестра ФНС будет использовать сведения, которые содержатся в налоговой отчетности. Поэтому самое важное - правильно оформлять и своевременно подавать отчетные документы.В то же время, как я уже сказал, предприниматели смогут в добровольно-заявительном порядке подать в ФНС некоторые сведения для их внесения в Реестр. Например, информацию о том, что организация или предприниматель выпускает инновационную и высокотехнологичную продукцию. Или сведения о том, что организация - участник программы партнерства, которую реализует государственная компания - заказчик для своих контрагентов, чтобы повысить их организационную и технологическую готовность к исполнению заказов. Или данные о том, что у организации или предпринимателя в предшествующем календарном году были государственные и муниципальные контракты и (или) договоры с компаниями с государственным участием.Такие сведения любой предприниматель сможет представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это можно будет сделать с помощью специального сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС с 1 августа 2016 г.Если организация или предприниматель перестанут соответствовать критериям, их исключат из Реестра?
М.В. Паршин
: Впервые сведения в Едином реестре субъектов МСП появятся 1 августа 2016 г. Потом этот Реестр будет обновляться ежегодно 10 августа в автоматическом режиме. Но сведения о созданных предприятиях и предприятиях, прекративших деятельность, будут обновляться ежемесячно.Если хозяйствующий субъект потеряет статус субъекта МСП, в следующем году сведения о нем исключат из Реестра и он не сможет пользоваться мерами поддержки.А если каких-то важных сведений в налоговой отчетности организации или предпринимателя будет недоставать?
М.В. Паршин
: Если в отчетности нет сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или отчетность не позволяет определить величину дохода за предшествующий год, сведения о предпринимателе будут исключены из Реестра. Поэтому правильно оформлять и вовремя сдавать отчетность в налоговые органы очень важно.Кто сможет пользоваться Реестром?
М.В. Паршин
: Все желающие. Например, крупные компании смогут с помощью Реестра найти потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий. Для этого на сайте ФНС будет работать специальный бесплатный сервис.Кроме того, ведомства будут использовать данные Реестра для планирования контрольно-надзорной деятельности. Для малых предприятий предусмотрены в 2016-2018 гг. трехлетние надзорные каникулы. Именно по Реестру контрольные органы будут сверять информацию о таких предприятиях.Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в Реестр?
М.В. Паршин
: Специального порядка нет. Будут применяться обычные процедуры проверки сведений, содержащихся в налоговой отчетности, которую организации и предприниматели подают в налоговые органы.Если субъекты МСП получают дополнительную поддержку, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны включить их в реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Зачем вести отдельные реестры, если есть Реестр ФНС?
М.В. Паршин
: Цели ведения этих реестров разные.Реестры субъектов МСП - получателей поддержки нужны для того, чтобы проконтролировать ход оказания такой поддержки, отследить целевое расходование средств.Сведения в реестрах субъектов МСП - получателей поддержки хранятся дольше, чем в Едином реестре субъектов МСП. Если организация или предприниматель утратят статус субъекта МСП и перестанут получать поддержку, данные о них останутся в реестре получателей поддержки еще 3 года после окончания срока ее оказания.
2015 год ознаменовался принятием закона, предполагающего создание специализированного реестра представителей малого и среднего препирательства. Создание ресурса возложено на налоговые органы.
Внесение данных в реестр о потенциальных претендентах на поддержку государства или исключение таких лиц из ресурса происходит на основании следующей информации: данные ЕГРИП или , сведения об организации (количество сотрудников, доходе и ) и прочие данные.
Каковы особенности и порядок процедуры внесения организации в реестр и каким критериям должен соответствовать потенциальный участник ресурса, претендующий на поддержку государства?
В чем заключается польза
Реестр субъектов малого предпринимательства необходим для исключения маленьких организаций из планов проверок неналоговых структур.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что для маленьких организаций с 2019 года было заложено начало трехлетних надзорных каникул. Соответственно неналоговые проверки в 2019 году больше не будут их касаться. К примеру, организация больше не столкнется с проверками пожарной или трудовой инспекции, а также санэпидстанции.
Но существуют исключения. К примеру, проверке подлежат компании, относящиеся к образовательным или здравоохранительным сферам, а также предприятия, работа которых классифицируется как опасная.
Запрет на регулярные проверки не коснулся также тех предприятий, которые в течение последних 3 лет лишались лицензии или были наказаны государственными структурами за всевозможные грубые нарушения общепринятых норм.
Более того, единый реестр позволит получить сведения о том, является ли предприятие претендентом на субсидии или участие в государственных закупках по льготам. К примеру, малые организации могут рассчитывать на более лояльные условия ведения учета. Им не нужно устанавливать кассовый лимит, отчетность сдается по упрощенной форме.
Общие характеристики и требования
Единый реестр представляет собой размещенный в открытом доступе ресурс, содержащий информацию о представителях малого и среднего бизнеса.
Представленный ресурс позволит получить его участникам и государственным органам следующие преимущества:
- минимизация затрат участников реестра и государственных структур при подтверждении статуса малых и средних организаций;
- сэкономить временные ресурсы крупных организаций при поиске потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг;
- создать условия надзорных каникул для участников общего реестра;
- улучшить качество мер социальной помощи для представителей малого и среднего бизнеса.
Для внесения данных в реестр, гражданину необходимо подать документы и заявления в Центр предпринимательства. При соответствии предприятия установленным критериям, оно будет внесено в общий реестр.
На что стоит обратить внимание
Нововведение вызвало множество вопросов у потенциальных участников реестра. Представителям малого и среднего бизнеса необходимо ознакомится с особенностями общего реестра для принятия участия в государственной поддержке.
Положения закона
В соответствии с установленными нормами, ведение реестра должно быть реализовано федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением действующего Налогового Кодекса.
Реестр субъектов малого предпринимательства должен содержать следующую информацию:
- название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- налогоплательщика;
- адрес юридического лица или частного предпринимателя;
- дата внесения данных о представителях малого и среднего предпринимательства в реестр;
- категория участника реестра;
- данные о том, что участник реестра является заново созданными юр. лицом или предпринимателем;
- информация о лицензиях компании;
- данные о кодах по общепринятому классификатору разновидностей экономической деятельности (при наличии указание продукции, отнесенной к инновационной или высокотехнологической);
- данные о лицах, принимающих участие в программах партнерства между юрлицами, которые выступают в качестве заказчиков товаров или услуг;
- данные, о предстоящих контрактах участника реестра.
Признаки участников
Субъекты малого предпринимательства характеризуются наличием следующих общих признаков:
- должен быть сформирован в соответствии с установленными нормами (долевое участие субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должно превышать 25%, а доля лиц, не относящихся к субъектам малого бизнеса должна составлять не более 25%).
- Среднее количество работников, за прошлый год не должно превышать пределы установленных норм:
- строительная, транспортная и промышленная сфера – 100 сотрудников;
- сельскохозяйственная и научная сфера – 60 человек;
- сфера обслуживания и продаж – 30 работников;
- оптовые продажи товаров и прочие сферы – 50 сотрудников.
- Юридическое лицо должно выступать в качестве коммерческой организации (создано в форме товарищества, кооператива).
Основные критерии
Для того чтобы организация была внесена в реестр, она должна пройти соответствие на наличие ряда критериев.
Должны обязательно вноситься на основании законодательных актов.
Как выглядит должностная инструкция руководителя обособленного подразделения — смотрите .
Среди них выделяют следующее:
- доля участия в уставном капитале государственных органов, благотворительных, религиозных и прочих организаций должна насчитывать не более 25%;
- общее количество зарубежных юридических лиц в уставном капитале не должно превышать 49%;
- количество участия компаний, не относящихся к малому или среднему предприятию не должно быть более 49%;
- среднее количество сотрудников, за прошлый год не должно превышать установленные нормы: 15 человек – для микропредприятий, 100 человек – для малых организаций и 250 человек – для средних организаций;
- доход, от реализации продукции не должен превышать установленный лимит: 120 млн. рублей – для микроорганизаций, 800 млн. рублей – для малых организаций и 2 млрд. рублей – для средних организаций;
- случаи, когда юр. лица выступают в качестве АО, акции должны быть отнесены к ценным бумагам высокотехнологичной сферы экономики;
- юридическое лицо учувствует в проекте «Сколково».
Образец свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства
Для включения организации в реестр субъектов малого предпринимательства гражданам необходимо подготовить пакет документов и подать его в Центр развития предпринимательства Москвы или другого города на территории России.
Статус лица подающего заявление | Общий пакет документов | Документация необходимая для сверки данных заявления |
Юр. лица по общей системе налогообложения |
|
|
Юр. лица по системе УСН |
|
|
Частные предприниматели |
|
Как происходит реестр субъектов малого предпринимательства
Реестр формируется на основании данных о прибыли средней численности сотрудников, индивидуальных предпринимателей, сведений ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также информации от прочих государственных служб.
В реестр могут войти лишь те организации, которые прошли оценку на соответствие установленным критериям.
Говоря о техническом аспекте формирования реестра, необходимо отметить, что данные в реестре обрабатываются в автоматическом режиме, благодаря объединению информации, хранящейся на различных информационных потоках.
В дальнейшем информация, хранящаяся в реестре будет обновляться каждый год в августе, на основе тех данных, которыми будут располагать налоговые службы. Кроме того, ежемесячно определенные сведения в базе обновляются. Речь идет о или об утративших статус новых участников реестра.
Законодательными нормами не предусмотрен порядок проверки корректности предоставляемых данных. Участники реестра самостоятельно несут ответственность за недостоверную информацию, а уполномоченные органы лишь проверяют данные налогового отчета.
Прочие возможности
Пройдя регистрацию в реестре у представителей малого и среднего бизнеса открываются новые возможности, позволяющие выгодно вести экономическую деятельность.
Поиск в базе данных
Главной задачей реестра является создание профессионального учета поддержки государственных органов, оказанной представителям малого и среднего предпринимательства. Ресурс включает в себя полный перечень данных о том, на каком основании и в каком объеме оказывается поддержка гражданам.
В реестре размещены следующие данные:
- название органа, оказывающего помощь;
- данные об индивидуальном предпринимателе (ФИО, адрес, регистрационный номер и прочее);
- разновидность, форма и размер предоставляемой помощи;
- сроки предоставления помощи;
- ИНН налогоплательщика;
- данные о нарушении условий получения и дальнейшего использования государственной помощи.
На официальном сайте реестра получатель сможет проверить наличие своей записи и форму предоставляемой государством помощи. Поиск можно осуществлять по ИНН, разновидности помощи или по календарному периоду. Данные вводятся в соответствии с последними 50 принятыми решениями.
Положенные льготы
Участники реестра вправе претендовать на льготы. Прежде всего, они имеют возможность не устанавливать кассовый лимит, храня в кассе любую сумму наличных денежных средств.
В том случае, если организация не отказалась от лимита, она вправе сделать это в любое удобное время. Для этого достаточно выдать соответствующий приказ от руководителя.
Если организация своевременно не отменила лимит, необходимо проследить за тем, чтобы остаток в кассе не был превышен установленным законом нормам. В противном случае владельца предприятия ожидает штраф размером 50 тыс. рублей. В качестве исключения выступают дни выдачи заработной платы.
Участникам реестра доступны и другие льготы.
Среди них можно выделить следующее:
- ведение упрощенной бухгалтерской отчетности;
- подача меньшего пакета документов в налоговые органы;
- оплата регионального налога по сниженному тарифу;
- отмена неналоговых проверок.
Подробный алгоритм
Посетив официальный сайт реестра, граждане смогут найти всю актуальную информацию об участниках ресурса, их статусе, а также предоставляемых льготах.
Для поиска информации достаточно выполнить следующие действия:
- Для поиска организации в отведенное поле нужно ввести наименование, ИНН, ОГРН или ОГРИП.
- На сервисе будут выведены результаты поиска, пользователю необходимо загрузить выписку.
Реестр также можно применять для поиска потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг. Для этого достаточно воспользоваться расширенным поиском, сделав выборку по разновидностям интересующей деятельности.
- для поиска потенциальной клиентской аудитории нужно открыть расширенный поиск;
- перед пользователем будет открыта выборка, в которой нужно отметить интересующую его информацию.
В том случае, если гражданин не нашел свои данные в реестре, ему необходимо отправить запрос налоговой службе для проверки информации. Для этого достаточно зайти в раздел «информация по работе с реестром» и выбрать соответствующую графу.
В рамках перехода государственных органов на безбумажные технологии включения в государственные Реестры, выпущено постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009г. №1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы", предусматривающее отказ от выдачи Свидетельств о включении в Реестр и замену их информацией, размещаемой на официальном сайте Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, собственно реестр малых предприятий.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр МСП - получателей поддержки
Информационно-аналитическая система «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки» ведётся Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Промышленная эксплуатация реестра с возможностью публичного доступа к данным начата 19.07.2011.
С 1 августа 2016 года, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства возложено на ФНС РФ
Поиск в реестре малых предприятий ФНС РФ
Цель реестра по поиску субъектов малого предпринимательства - обеспечить персонифицированный учёт государственной поддержки, оказанной органами исполнительной власти Москвы по линии малого и среднего предпринимательства. Он содержит полные сведения о том, кому, в каком объеме и на каком основании оказывается помощь. В частности, реестр малых предприятий МСП содержит следующую информацию о получателях поддержки:
- наименование органа, предоставившего поддержку;
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- вид, форма и размер предоставленной поддержки;
- срок оказания поддержки;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
- информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Публичный доступ к реестру субъектов малого предпринимательства осуществляется через форму поиска на сайте ДНПиП. Поиск возможен как по наименованию получателя поддержки или его ИНН, так и по виду оказанной поддержки и календарному периоду. Информация выводится согласно выбранным поисковым параметрам для 50 последних принятых решений о поддержке. По истечении трех лет с даты окончания срока поддержки сведения из реестра исключаются.
Руководства