Как запустить свой бренд одежды с нуля. Как создать свой бренд одежды. Можно ли запустить линию одежды, не имея знаний в швейном деле

Создание бренда можно разбить на 4 этапа:

1) Это позиционирование и планирование. Большинство начинающих дизайнеров обычно пропускают этот этап, возможно, потому что плохо еще понимают, что планировать и позиционировать. Грубо и упрощено, позиционирование сводится к походу по торговому центру или просмотру онлайн-магазинов. Нужно это, чтобы понять преимущества и недостатки конкурентов, на основе которых можно придумать свое утп. Самый распространенный вариант - это создание одежды для молодых девушек. Нужно понимать, что это одна из высококонкурентных сегментов: конкурировать придется не только с подобными локальными марками, но и масс-маркетом. Самый незатратный и, пожалуй, простой вариант, чтобы попробовать - это создание футболок, толстовок с принтами. Конкуренция здесь тоже высока, но это прще сделать и продать благодаря стоимости вещей. Планирование - это рассчитать бюджет и дэдлайны. Да, это сложно просчитать, если делаешь первую коллекцию. Основные расходы - это закупка материалов и пошив партии.
2) Это создание продукта. Это самое приятное и то, что принято считать работой дизайнера. В идеале - нужно сделать мудборд, затем эскизы, затем тех.рисунки. В реальности - люди, которые не имеют профильного художественного образования, находят реальные вещи или фото, которые похожи на те, что они хотят произвести, и с этим отправляются к конструктору. В первой коллекции и если бюджет небольшой лучше сделать немного вещей: например, по 2 модели блузок, платьев и юбок, если это женская одежда. Важно понимать, что в России, например, выгоднее делать верхнюю теплую одежду.

3) Производство: для начала нужно найти конструктора, в сотрудничестве с которым можно сделать лекала, градацию, документацию для производства, если необходимо, а также экспериментальный образец. Хорошего конструктора найти не просто и обычно они завалены заказами, на некоторых производствах в штате есть свой конструктор, можно, но не желательно работать с ним. Непосредственно производство предпочтительнее, чем частная швея (нет промышленного оборудования) или ателье (получится дороже). Сложность заключается в том, что не все швейные предприятия готовы работать с небольшим тиражом, но в последнее время швейных цехов, готовых отшить и 10 единиц, становится больше.

5) Продажи. Продажи могут быть через свои каналы или через сотрудничество с магазинами. Свои каналы - это опять-таки Instagram, сайт и свой интернет-магазин, который можно быстро и самостоятельно настроить в конструкторе, свой офлайн-магазин (это редкость).

Сотрудничество с магазинами: первое время с магазинами будете работать на условиях реализации, то есть вы отправляете вещи в магазин, а деньги получаете, если ваши вещи продадутся. Комиссия магазина примерно составляет 50% или больше. Это нужно учитывать, когда формируешь стоимость вещей. Цены в магазинах и у вас на сайте должны быть одинаковыми. (Грубо, формула примерно такая: себестоимость*3 - это оптовая цена + наценка магазина - это розничная цена. Финальные цены нужно осознать на этапе планирования, чтобы понять, насколько конкурентноспособными получаются цены). Если у вас все хорошо и тиражи увеличиваются, а продажи стабильны, то позже сможете работать с магазинами на условиях закупки.

Текст Татьяна Благовидова

Фото freepik.com, abc.vvsu.ru, nehbetone.ru

Мы начинаем цикл материалов, где будем рассказывать, как выстроить производственные процессы в разных сферах бизнеса. Начинаем с модной индустрии. В этой статье расскажем, как запустить линию одежды, если вы не умеете рисовать, шить и ничего не понимаете в тканях.

Наши спикеры

Базовые понятия и специалисты

Эскиз - схематичное изображение изделия на модели или на плоскости. Он может быть нарисован от руки или с помощью компьютера. На следующем этапе эскиз превращается в конструкцию.

Конструкция - чертеж будущего изделия, выполненный, как правило, в специальной программе. Он строится на основе математических расчетов и пропорций.

Лекала - конструкция, разобранная на детали будущего изделия для выкройки на ткани. Лекала могут существовать как в электронном виде, так и в бумажном - от руки. В лекалах содержится вся информация для производства: какие и где сделать отстрочки, припуски по швам и так далее.

Конструктор - специалист, который разрабатывает лекала, учитывает не только форму модели на основании эскиза дизайнера, но и все технологические узлы. Он переносит идею дизайнера на чертежи.

Технолог - специалист, который определяет, как обработать отдельные детали и узлы новой модели. Адаптирует лекала под производство и оптимизирует производство.

Закройщик - специалист, который по готовым лекалам делает раскрой на ткани.

Можно ли запустить линию одежды, не имея знаний в швейном деле?


Одежда бренда Oxana Krengel

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

В университете дизайнеров учат не столько придумывать из пустоты, сколько облекать свои заметки об окружающем мире в осязаемую форму своим собственным почерком. Обойтись без вузовской подготовки можно, но базовые знания необходимы, чтобы говорить со специалистами на одном языке, а не объясняться на пальцах.

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Есть много успешных брендов, которые были созданы дизайнерами без профессионального образования в области конструирования и пошива. Достаточно иметь гениального конструктора, который перенесет ваши идеи с эскизов в жизнь.

Подобная схема работает и у нашей компании. Я - дизайнер бренда, но без профильных «вузовских» знаний. Причем, как мне кажется, отсутствие этих знаний мне даже помогает. Бывает, придумываю новую модель, прихожу к конструктору с эскизом, а он делает круглые глаза и говорит, что это невозможно выполнить на ткани. Начинаю выяснять, искать причины, а к концу беседы выясняется, что все возможно, но с небольшими изменениями.

Так что я свободна от клише и ограничений - у меня нет этих знаний и, соответственно, нет границ для творчества.

Базовые знания: где черпать?


Одежда бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Всем начинающим дизайнерам советую стать участником групп ProCapitalist.ru и Friends only fashion на Facebook. Это дружелюбные сообщества профессионалов швейной индустрии. Реагируют на все просьбы. Подскажут, посоветуют, порекомендуют, оценят. Можно найти помощь в подборе и персонала, и подрядчика (найти цех), и материалов. Если бы мы знали о существовании этих групп ранее, многие вопросы решались бы более оперативно и эффективно.

В швейный мир помогают погрузиться выставки тканей и фурнитуры, где вы общаетесь с другими специалистами, получаете необходимую информацию о новинках, трендах - в общем, ощущаете себя частью сообщества.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Я рекомендую краткие, но емкие курсы материаловедения, технологии и технического рисунка. Возможно, основы композиции, в зависимости от того, какую роль в создании коллекции вы собираетесь играть. Ведь если роль достаточно небольшая, то вы очень рискуете вместе с непредвиденным уходом дизайнера потерять ДНК своей марки. Как ни крути, модный бренд в первую очередь основан на личности.

Подведем итог. Где черпать знания:

1. В профильных школах.

 Для начала нужно придумать основную идею марки, концепцию, обозначить целевую аудиторию, ценовой сегмент. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое маркетинг. Для получения базы рекомендую учебник Филиппа Котлера для вузов. Прочитать базовые понятия про 4p (product, price, placement, promotion), позиционирование и концепцию бренда.

Наш пример. В основе нашего бренда лежит идея мультифункциональности: мы делаем одежду для современных горожанок, которые живут в бешеном ритме. Называем этот стиль WORK&OUT. Нашу одежду можно надеть утром в офис, а вечером пойти в ней на свидание или вечеринку. Гармоничность коллекций заключается в сочетании разных материалов и предметов одежды, которое позволяет восполнять многие потребности в гардеробе.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Наш пример. Oxana Krengel - это элегантная классика, созвучная времени, в сегменте middle up (выше среднего). Наши лаконичные, строгие и при этом женственные модели отозвались в сердцах успешных работающих девушек, хотя изначально мы не ставили перед собой задачу делать коллекции для бизнес-леди.

Первая коллекция

Галина Стучилина

Дизайнер, эксперт бренда Gala Grosso

Как правило, на старте лучше начать с узкой линейки самых востребованных вещей. Конечно, хочется смелых экспериментов, но для начала лучше выбрать то, что будет наиболее востребовано, возможно, стоит ограничиться базовыми ходовыми вещами.

Даже если вы хотите шить вечерние наряды, начните с трикотажных платьев или даже свитшотов. Это поможет вам и получить необходимый опыт, и не прогореть с первой попытки (из-за чего у новичков часто опускаются руки). Лучше всего сшить пилотные образцы в одном-двух экземплярах. Первый образец позволит оценить удачность получившейся вещи и поправить возможные ошибки. Второй уже будет служить своеобразным эталоном для модели, и его же можно использовать в демонстрационных целях. Удалось заинтересовать площадку и получить заказ – тогда и начинайте производство.

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Если ваш бюджет ограничен, не стоит сразу приступать к разработке и выпуску полноценной коллекции одежды. Создайте две-три модели в разной цветовой гамме и минимальной размерной сетке.

Получив деньги от продажи, приступайте к разработке большего количества моделей, возможно, даже к выпуску капсулы. Постепенно наращивайте темп и обороты, формируйте круг подрядчиков и партнеров. Многие бренды так и стартовали.

Специалистов можно подобрать на приемлемых для бюджета условиях. Подготовьте пост для сообществ ProCapitalist.ru или Friends only fashion с подробным описанием того, кто вам нужен. Вам обязательно ответят, предложат варианты, порекомендуют специалистов и мастерские. Таким образом вы сможете сконструировать и сшить несколько изделий.

Маруся Мейер, Катя Бакуменко

 Если на начальном этапе у вас немного средств для коллекции, но она нужна целиком, то, как вариант, можно отшивать образцы и делать вещи на заказ, подстраиваясь под клиента. Это создает эксклюзивность при минимальных затратах. Лично мы так работаем уже с дорогими линейками одежды.

Можно также договариваться с ритейлерами, например Lamoda, отшивать образцы, делать лукбук и уже создавать коллекцию под частичный выкуп.

Одежда бренда Not Addicted

Создание модели: этапы, работа со специалистами

ЭТАП 1. Создание эскиза

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

 Дизайнер создает эскиз. И передает его конструктору для дальнейшей работы.


Передать эскиз можно в следующем виде:

1. Рисунок в формате fashion sketching . Это определенная техника рисования моделей в движении. Техника подчиняется определенным математическим расчетам и пропорциями, научиться ей несложно - в России есть онлайн- и офлайн-курсы.

2. Схематичный рисунок.

3. Фотография с образцом ткани на объемной модели.

4. На словах передать идею. Такое возможно, когда вы уже долгое время работаете вместе и понимаете друг друга.

Главное - детально описать конструктору, что вы хотите, чтобы получить нужный результат. Затем дизайнер вместе с технологом и конструктором обсуждает, как вещь будет сшита со всеми строчками, застежками и подгибками.

ЭТАП 2. Конструктор строит лекала для этой модели в базовом для бренда размере

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Каждый бренд сам выбирает базовый размер для своих вещей, исходя из своей концепции или потребностей. Он может соответствовать любой типологии размеров. Обычно дизайнеры ведут примерки на моделях с российскими размерами 40 или 42. Но мы предпочитаем тестировать образец на размере 44, так как у нас он самый ходовой.

ЭТАП 3. Вещь собирается на примерку из ткани

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Можно использовать макетную ткань - бязь. Или работать с оригинальной тканью. Бязь дешевая - 30–70 рублей за метр. На ней удобно отрабатывать лекала изделий костюмной и пальтовой группы, но в ней нет, например, пластики шелков и эластичности стрежневых материалов. Из-за этого мы предпочитаем работать сразу с оригинальными тканями.

ЭТАП 4. После примерки собранного образца в лекала вносятся коррективы по дизайну и посадке.

ЭТАП 5. Изделие корректируется и собирается повторно.

ЭТАП 6. Если все хорошо, то лекала утверждаются и передаются закройщику для градации по размерам.

Важно! Если размерный ряд большой, то образцы нужно отшить еще на 1–2 размера для проверки.

Как найти конструктора и технолога

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Искать контакты специалистов можно в интернете - в поисковике, на специализированных форумах, а также на различных модных мероприятиях и выставках.

Мы конструируем одежду дистанционно, эскиз и техническое задание направляем конструктору по электронной почте. Он не только готовит лекала, но и переносит их в электронный формат. Встречаемся с ним в случае, если после пошива образца необходимо внести существенные изменения в модель. Если нужны небольшие корректировки - описываем недочеты и направляем электронной почтой, комментируем, обсуждаем по телефону внесение изменений.

Мы не просто работаем с тканью, но наносим принт на каждую модель. Поэтому лекала отправляются графическому дизайнеру, который накладывает изображение и направляет дизайнеру, то есть мне, на согласование. Затем они направляются в мастерскую.

Галина Стучилина

Дизайнер бренда Gala Grosso

Найти хорошего конструктора - задача номер один у любого бренда. Уверена, что лучше брать человека в штат, чтобы он мог проникнуться идеей, но начинающие марки могут сотрудничать и со специалистом на фрилансе.

Ищите конструктора с опытом от трех лет.

Образование - идеально сочетание колледжа и института:

  • в колледже присваивают портновский разряд, а конструктор должен уметь шить,
  • в институте закладывается база и развивается вкус.

Навыки : он должен уметь работать руками и с программой САПР - системой автоматизированного проектирования, в которой рисуются или строятся лекала. Безусловно, знание основ САПР очень помогает, особенно при рутинной работе, но ничто не заменит, например, владения разными методами наколки на манекене.

Конструктор составляет текстовую и графическую документацию, необходимую для запуска модели в производство. Текстовая - техническое описание модели, графическая - лекала для раскроя.

Технолога тоже ищите с опытом работы, так как от этого человека зависит многое. Он должен разбираться в обработке швов и технической последовательности изготовления изделий, знать свойства тканей, из которых будет отшита модель. Технолог ответственен также за контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах производства.

Будьте готовы, что в любом производстве конструктор+технолог - это самое дорогостоящее звено.

Например, средняя цена по рынку за проработку конструкторской документации на простое платье - 2500–5000 рублей. Прошив и проработка образца лабораторной швеей и технологом - 3000–6000 рублей.

Одежда бренда Gala Grosso

Создание большой коллекции

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Если говорить уже о большой коллекции, то она начинается с идеи, с определения того, что вы хотите от нее эмоционально и энергетически. Для этого, например, можно собрать мудборд (mood board) - коллаж из визуальных образов, цветов, фактур, элементов. Этот метод поможет и остальной части команды войти в настроение коллекции.

Дальше задача - разработать гармоничную и сбалансированную коммерческую линейку. Линейка - это ассортимент, каталог. Например, коллекция может состоять из 5-ти артикулов платьев, 3-х - рубашек, 2-х - брюк, 5-ти - футболок и так далее.

Я ориентируюсь на принцип «сбалансированного портфеля»: в коллекции должны быть разные изделия, которые играют свою собственную роль в коммерческой составляющей - на каких-то товарах вы будете больше зарабатывать, какие-то нужны вам для имиджа, какие-то существуют как trial - то есть те товары, с помощью которых потребитель может познакомится с вашим брендом.

Товары trial должны быть чем-то небольшим и базовым:

Например, у нас это рубашки. Главное, чтобы цена trial была дешевле вашей средней стоимости за изделие. Например, наши платья, в среднем, стоят 7-10 тысяч рублей, пальто - 18 и более, а рубашки - около 5. Рубашки - это trial. Это нужно для того, чтобы у потребителя не было ценового барьера для знакомства с вашим брендом. Чтобы он с большей долей вероятности приобрел что-то недорогое и вернулся еще раз, уже готовый приобрести что-то большее. У нас примерно 20% в коллекции имеют имиджевую роль, 80% - это более базовые вещи. И примерно 30-40% от всех товаров это trial.

Ткань и фурнитура

Алла Левицкая

Вы должны знать, из какой ткани будет сделана вещь, уже при создании эскиза. То есть понимать, как она выглядит в объеме и движении, как она сидит на фигуре, какое впечатление она производит и как она устроена изнутри.

Есть и другой вариант: коллекция из вашего воображения, отраженного в эскизах, будет воплощаться в стопку тканей. Главное, вы должны видеть гармонию, знать, как сочетаются оттенки и фактуры.

Где покупать


Ткани бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

  • В Москве крупнооптовые и мелкооптовые склады и магазины с большим диапазоном продукции как по цене, так и по странам-производителям находятся на улицах Сельскохозяйственная, 4 и Дубининская, 71. Постоянные поставщики часто предлагают скидки, плюс можно получать информацию об акциях и тем самым минимизировать расходы.
  • Агентов по тканям мы подбирали на специализированных текстильных выставках. Одна из самых знаменитых выставок - «ТекстильЛегПром ». Проводится в Москве (на ВДНХ) и странах ближнего зарубежья. В выставке участвуют большое количество импортеров тканей и фурнитуры, а также российские производители. На стендах много образцов, новинок. Можно взять контакты, оставить свои и получать новости о поступлениях, скидках, акциях.
  • Искать поставщиков фурнитуры нужно по такому же принципу, что и текстильных: в поисковике задавать параметры поставщиков и складов. На выставках тоже представлено много компаний, продающих фурнитуру, параллельно с тканями.
  • Можно сделать пост-запрос в группах соцсетей, посвященных швейному делу. Вам, скорее всего, скинут много ссылок, где вам можно приобрести необходимое.
  • Мы предпочитаем покупать фурнитуру в компании «Буттони ». В Москве она - одна из ведущих, предлагает большой ассортимент.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Вариантов, где купить ткань и фурнитуру, много. Это зависит от концепции и бюджета марки.

  • Стоковые склады - там продаются остатки нераспроданных импортных коллекций тканей прошлых сезонов. Это качественные дизайнерские материалы по цене в 3-4 раза ниже первоначальной. В Москве такие склады найти довольно просто, пользуясь интернет-поисковиком.

Их минус: стоки быстро раскупают, и дозаказать артикул практически невозможно. При этом, если планируете рост и увеличение тиражей, закладывайте стоимость ткани не по цене стока, а по регулярным ценам. Иначе, когда решите переходить от стоков к заказам регулярных тканей, столкнетесь с увеличением себестоимости изделия.

  • Агенты по тканям - это посредники между иностранными тканевыми фабриками и российскими покупателями. Чаще всего это наши бывшие соотечественники, которые живут, например, в Италии и привозят в Москву образцы материала. Их контакты можно найти в поисковике по запросам «текстильный агент, агент по тканям».

Для нашего клиента важно качество и роскошь ткани, а исторически сложилось, что хороший текстиль производят в Италии. Поэтому мы сотрудничаем с итальянскими агентами. Компании, специализирующиеся на масс-маркете, ведут закупки в Китае.

Как выгоднее и надежнее?


Одежда бренда БибигониЯ

Ольга Блиндяева

Основатель бренда детской одежды «БибигониЯ»

 Где покупать ткань, зависит от возможностей бренда на начальном этапе. Если вы отшиваете не партию, а единичные изделия, то, возможно, выгоднее будет купить материал в магазине тканей. Либо, если вы шьете штучно и бюджет ограничен, можно покупать у оптовиков так называемые «купоны» - это отрезы от целых рулонов. Хотя цена «купона» выше оптовой (например, рулон стоит 400 рублей за 1 кг ткани, а «купон» размером 2 метра, будет стоить уже 600 рублей за 1 кг).

Но это все равно выгодно: и из-за цены (дешевле, чем в розницу), и из-за доступного у оптовиков разнообразия цветов и фактур.

Фурнитуру нужно обязательно пробовать в изделии. Если закажете партию, а в готовом изделии материалы не будут работать или смотреться, вещь будет испорчена, а время и деньги потрачены зря. Поэтому нужно сравнивать разных производителей.

На выставках тканей и фурнитуры можно получить один образец (например, молнии) бесплатно. Но на образец с выставки ориентироваться не стоит на 100%. Если материал понравился, соберите отзывы об этом поставщике, если есть возможность, съездите на производство, попросите показать тиражные образцы.

Отечественная фурнитура разная. Например, эластичная тесьма (резинка) у российских производителей отличная, можно купить в нескольких плотностях. Не подводили пластиковые молнии (много вариантов пуллеров, большая карта цветов для выбора). Кнопки мы предпочитаем брать импортные.

Пробный образец

Алла Левицкая

Основатель и дизайнер бренда «Алла Левицкая»

 Перед производством партии одежды нужно изготовить пробный образец. Если предыдущие этапы пройдены без ошибок, вы сразу получаете почти идеальную вещь. Если нет - ищите, на каком этапе ошибки допущены. Сделав образец, вы сможете понять, насколько удобной получилась модель в движении. От этого будет зависеть ее качество и продажи. Это важный момент, завершающий интеллектуальную часть работы, на котором можно внести коррективы в любой из этапов создания и добиться идеального результата.

ART FLASH

 Для производства одежды мелкими партиями нужно обращаться в швейный цех или швейное ателье (фабрики с крупносерийным производством за такие объемы чаще всего не берутся). В интернет-поисковике задать: пошив небольшой партии одежды. И просмотреть компании, которые больше отвечают вашим требованиям в зависимости от единиц в партии и сегмента, в котором хотите развиваться.

Технически можно найти производство с выгодными условиями в другом городе. Но так как партии будут небольшие, необходимо обратить внимание на местоположение, чтобы логистика не легла большим бременем на себестоимость продукта. Поэтому нужно просчитать все расходы. Мы шьем в Москве. У нас и дизайнер, и конструктор в Москве. Только не в офисе, а дистанционно: встречаемся по необходимости. Это сокращает издержки на аренду офиса, что на начальной стадии очень важно.

Советую мониторить специализированные группы в соцсетях. В них часто предлагаются услуги швейных мастерских и ателье. Если опубликовать пост - накидают ссылок.

Как найти швейный цех, если ткань «сложная»


Одежда бренда L.L.

Людмила Каберник, Елена Григорова

Основатели и дизайнеры бренда «L.L.»

 Если работаешь с какой-то особой сложной тканью, поиск производства усложняется. Наша ткань - шелк. Ее даже кроить тяжело, не то чтобы шить, она едет, об этом знают все. К сожалению, и частные мастера, и цеха, которым мы ее доверяли, нас подводили. Нам показывали изделия, и мы были в ужасе: оверлок тянул, машинка тоже. Мы получали изделия из красивейшего дорогого шелка с неважным внешним видом.

Но мы нашли своего специалиста. Причем там, где не ожидали. Нам подсказали, что такие профессионалы работают в театре: они стоят за удивительными японскими машинами и специализируются на шелке, знают, как его кроить и шить. Мы познакомились с ними и теперь сотрудничаем. Они помогают нам создавать красивые изделия.

Как работать с производством: цены, договоры, соблюдение сроков

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Советую познакомиться с сотрудниками производства лично. Поверьте, это будет важно как для вас, так и для персонала. Мне один раз довелось провести на производстве целый день, упаковывая и маркируя свою первую более-менее большую партию. Мне помогала половина цеха, и за это время я узнала их, они узнали меня. С тех пор встречают меня с улыбкой и все сдают в срок.

Ольга Блиндяева

Основатель и дизайнер бренда детской одежды «БибигониЯ»

Расценки на пошив вещей на разных производствах могут отличаться достаточно сильно. Например, за пошив штанов нам называли стоимость от 70 до 150 рублей, толстовки с капюшоном на молнии - от 120 до 250 рублей. Конечно, при работе с производством, нужно заключать контракт, в котором вы пропишете, в том числе сроки выполнения заказа.

Но даже при подписанном договоре и четко оговоренных сроках, будьте готовы к тому, что получите свой тираж с задержкой. Причин тому масса: на производстве может появиться более крупный и выгодный заказ, который нужно срочно отшить, швеи заболеют или уйдут в отпуск, вы получите свой заказ с браком и какое-то время еще уйдет на исправление ошибок производства. Если ваш бренд пока имеет небольшие обороты, крупные производственные площадки могут сильно сдвигать изначально заявленные сроки. Но от этого не застрахованы даже именитые бренды.

Как быть, если производство срывает сроки?

  • Предвидеть, заранее закладывать больше времени на пошив коллекции, постоянно напоминать о себе - звонить на производство, приезжать туда, при серьезных нарушениях и срывах - выходить на владельца бизнеса. Лучше всего нанять менеджера, который будет контролировать сроки. Так вы сохраните и собственные нервы, и не испортите отношения с производством при первом же заказе, и получите партию вовремя.
  • Могу посоветовать добиваться отгрузки товара партиями (не весь тираж единовременно), получить реалистичный график отгрузок, согласовать и отслеживать его выполнение. На будущее, если понимаете, что площадка со сроками плохо справляется, разводить заказ на две, три площадки (если тираж позволяет). Этот вариант кажется сложным, но, на самом деле, он выигрышный.

Продажа изделий: как организовать сбыт партии


Одежда бренда Lavlan

О производстве в регионе


Одежда бренда Wishnya

Елена Савина

Основатель бренда

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru

Итак, вы мечтаете запустить свою линию модной одежды? Чтобы добиться успеха, вам необходимо научиться, как вести бизнес, продвигать свою продукцию на рынке и оставлять покупателей довольными. Ниже представлены некоторые основы начала бизнеса в индустрии моды.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Создайте четкий и ясный бизнес-план. Он должен строиться на том, как вы хотите управлять своей линией одежды. Старайтесь быть реалистом во время написания. Помните, лучше недооценить свою прибыль и приятно удивиться, нежели переоценить свои способности и разочароваться. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

    • Напишите резюме проекта. Оно включает в себя как описание деятельности вашей компании, так и планы на будущее, а также способ привлечения потенциальных инвесторов. Это обязательно для всех видов бизнеса, которые зачастую нуждаются в стороннем финансировании.
    • Описание компании. Описание дает людям представление о том, какая у вас одежда, чем она отличается от конкурентов и какую отрасль рынка она занимает.
  1. Постарайтесь рассчитать, сколько времени вы сможете продержаться без зарплаты. Хотите ли посвятить все свое время линии одежды? Если да, сколько лет вы готовы ждать прежде, чем ваша компания начнет приносить доход, тем самым давая вам возможность получать зарплату? Или же вы хотите сделать это дополнительным доходом или просто хобби? Хорошо, если приносит деньги, главное – моральное удовлетворение. Постарайтесь оценить уровень своей заинтересованности.

    • Возможно, в первый год вы потратите больше денег, чем заработаете.
  2. Проведите исследования на рынке. Кто ваш текущий и, возможно, будущий конкурент? Кто ваша целевая аудитория? Сколько по вашим оценкам вы сможете выручить за продажу коллекции? Спрашивайте. Узнавайте мнения. Поговорите с владельцами магазинов и потенциальными покупателями.

    • Неплохая идея, если вы устроитесь на неполный рабочий день в магазин, где продаются вещи для вашей целевой аудитории. Вы сможете увидеть, что покупает магазин и что покупают клиенты.
    • Найдите пример одежды, которую вы собираетесь производить и узнайте все подробности ее реализации.
  3. Оформление документации. Во-первых, определитесь к кому вы будете относиться: ИП, ООО или др. Узнайте, какие документы необходимы вам для получения права на торговлю. Вы можете нанять адвоката в качестве консультанта.

    Часть 2

    Заложение основы
    1. Подумайте, нужны ли вам подчиненные. Нужно ли вам нанимать кого-то для помощи в работе? Определитесь, какие работники вам необходимы, сколько часов в неделю они должны работать, и сколько вы сможете им платить.

      • Если вы хотите продавать уникальные вещи ручной работы, то, скорее всего, весь процесс шитья вам необходимо будет делать самим. Если вы настроены на массовое производство, то вам определенно понадобится помощь.
      • Вы хотите, чтобы ваша одежда производилась в вашей местности? Хотите, чтобы она была органическая? Или же вы хотите, чтобы она производилась за границей (меньше затрат, но и хуже качество)? В зависимости от ответа на эти вопросы, вы должны будете решить, кого нанимать.
      • Вы хотите продавать ее оффлайн? Если так, то вам понадобится нанимать служащих.
    2. Начните раскручивать свой бренд. Теперь настало время для приятных решений! То, как вы будете развивать свою марку, зависит от вашей аудитории, так что будьте рассудительны.

      Разработайте логотип. Набросайте навскидку множество логотипов и выберите один, который вам нравится больше всех. Убедитесь, что логотип вам точно нравится. Люди будут узнавать вас по нему, и если вы его измените, это будет сбивающим с толку. Убедитесь, что название еще не занято.

    Часть 3

    Производство одежды

      Производство одежды. Для большинства людей это забавный процесс, но он составляет лишь 10-15% всего труда! Сделайте наброски, получите отзывы, определитесь, что вы будете делать в своей коллекции. Выберите ткань и материалы.

      • Спросите того, кто производит подобную вашей продукции линию, есть ли какие-то ограничения в цвете и принтах. При производстве узнайте полную информацию: размер, тип, качество тканей(например, вы можете использовать менее дорогие ткани для летних моделей).
      • Детали – это все. Когда вы будете рисовать, продумайте каждую деталь и используйте соответствующую терминологию. Если вы не знаете, как что-то называется, покажите фото знающим людям или поищите в интернете. Выучите специальные термины и научитесь определять желаемую ткань по весу, конструкции и содержанию.
    1. Разрабатывайте коллекцию в соответствии со временем года. Большинство магазинов сразу закупает вещи на 2 сезона вперед. У вас должно быть время, чтобы разработать и создать дизайн, а также доставить его в срок.

      Производство дизайна. Принесите свои эскизы швее, на фабрику или печатнику. Обычно сначала создается образец или пример, чтобы вы убедились, что одежда соответствует вашей задумке. Не бойтесь задавать много вопросов и всегда делайте все под запись и с заключением договором, где будут подробно описаны условия.

      Найдите производителя. Поищите в интернете. Многие пользуются услугами фабрик за границей, так как это может быть дешевле. Учтите, что такие фабрики обычно занимаются оптовыми заказами, так что на забудьте указать минимум вещей, которые вы заказываете. Вам также должны быть предоставлены образцы работы. Не забывайте уточнять сроки поставки.

      • Учтите условия производства - потребители гораздо более информированы о производстве, чем раньше.
      • Если вы умеете шить, вы можете сами создавать одежду. Вы также можете взять курсы шитья.

    Часть 4

    Появление на рынке и продажа
    1. Вы также можете начать вести блог, чтобы привлечь внимание к своей одежде и сайту. Вы также можете продавать свою одежду на различных ресурсах и аукционах. Заводите полезные связи, сарафанное радио всегда хорошо работает! Пусть люди говорят о вас!

С чего начать?

Когда мы говорим о швейном производстве, возможны два сценария развития событий. В первом случае предприниматель закупает оборудование, нанимает персонал и набирает заказы от различных дизайнеров, компаний и даже других производств, которым не хватает мощностей чтобы отшить всё, что необходимо. В этом случае не идёт никакой речи о создании собственной одежды и бренда, не нужно думать о том, как сбыть продукцию.

Второй случай - и это как раз моя ситуация - подразумевает, что сначала будет изготовлена продукция, изучен спрос на неё и найдены каналы сбыта, а уже только потом запустится собственная фабрика.

Производства обоих типов могут работать в симбиозе, и каждый путь имеет как плюсы, так и минусы. На запуск производства, которое работает с заказами, понадобится большая сумма инвестиций и постоянные расходы. Плюс же второго пути в том, что никаких постоянных расходов нет. Но при этом вы никак не можете контролировать производственный процесс и сроки выполнения заказа у исполнителей.

Если бы были фабрики, которые брались точно в срок и качественно пошить продукцию, я бы не стал открывать своё производство.

Неудачный выбор целевой аудитории и непонимание её приоритетов способны поставить крест на всём вашем бизнесе. Многие из производителей курток закрылись просто потому, что делали упор на моду и шили для молодых людей. Это был путь в никуда, поскольку молодёжь лучше пойдёт на рынок и купит себе там поддельный, но хорошо известный бренд, а не качественную одежду под мало известным брендом.

Я сразу же решил пойти другим путём и выбрал для себя аудиторию постарше - 30-40 лет. Это люди, которым уже нет дела до бирки на одежде. Им важно, чтобы продукция была качественной и удобной. Чуть позже мы немного переориентировались и теперь шьём одежду в первую очередь для путешествий, но у нас есть так же городские модели курток.

Имейте ввиду, что шить крупную партию продукции сразу не стоит. Для начала лучше изготовить небольшое количество изделий и посмотреть, как они будут продаваться. ​​​​​​​

Определившись с целевой аудиторией и продукцией, нужно продумать каналы сбыта. К примеру, продавать свои изделия можно как оптовикам, которые уже перепродадут их в своих магазинах, так и розничным покупателям через собственную сеть магазинов или интернет-магазин с доставкой. Мы в своей практике используем и тот, и другой способы. Но основной упор делаем всё-таки на розничных покупателей.

Приступать к запуску собственного производства спонтанно не стоит. Идеальный вариант, если у вас уже есть какой-то опыт работы в швейном производстве или лёгкой промышленности, предпринимательский опыт. В этом случае у вас будет представление о работе и определённые связи в этой среде. Желательно подсмотреть за тем, как строится работа у других производителей. Кроме того, стоит сразу же привлечь в свою команду профессионалов, которым можно доверить решение узкоспециализированных вопросов, в которых вы не совсем компетентны. Хорошие технологи, конструкторы и директора производств избавят вас от головной боли.

Объем инвестиций

Сумма вложений будет зависеть главным образом о того, какое именно производство вы хотите. Если планируете просто брать заказы от других, работать на давальческом сырье, нужно как минимум 20-30 машинок, чтобы был достаточный объём выпуска. При небольших объёмах такое швейное производство не будет рентабельным.

Помимо 20 обычных швейных машинок вам понадобится ещё 10 разных приспособлений: оверлоки, пуговичные и заклёпочные машины и так далее. Цены на такие инструменты могут быть самыми разными, но вполне можно рассчитывать на средний показатель в 15 тыс. рублей за б/у машину. Если вы работаете на давальческом сырье, ткань, нитки, фурнитуру и прочие необходимые вещи вам предоставит заказчик, поэтому данная статья расходов отпадает.

Но учтите, что зарплату рабочим придётся платить уже с первого дня открытия производства, а больших заказов на первых порах, скорее всего, не будет.

Самая большая проблема любого производства - постоянные расходы.

Личный опыт

Я выбрал достаточно узкую аудиторию - путешественников - и стал действовать через неё. Пошил пробную партию курток и раздал людям, которые активно путешествуют и известны в определённых кругах. Они стали упоминать нашу продукцию у себя в блогах, выкладывать фото. Но настоящий прорыв случился после того, как один из блогеров приехал, чтобы пообщаться на тему курток.

Разговор шёл не столько о куртках, сколько о бизнесе, и гость попросил разрешения записать беседу на диктофон. После этого он опубликовал запись беседы в своём блоге. Я был удивлён, что запись получила очень много положительных отзывов. После этой публикации мне стали поступать предложения о сотрудничестве от федеральных газет и телеканалов. Таким образом, самая крутая часть PR моего бренда не стоила мне практически ничего.

Так или иначе, у предпринимателя встаёт вопрос о том, где взять деньги на запуск своего производства. Ведь 2 миллиона рублей на дороге не валяются. Самая первая мысль - оформить кредит, но в сегодняшних условиях займы всё больше превращаются в камень, который топит бизнес.

Самый разумный способ - постепенное финансирование. Собрать пару сотен тысяч рублей вполне реально, и с этой суммы можно что-то начать. Такую схему лучше всего использовать, если вы запускаете собственный бренд.

К швейному производству на давальческом сырье такую схему применить весьма непросто. Поэтому стоит попытаться привлечь инвестора, например, пообещав ему долю в бизнесе. Хотя инвесторы вкладываются в производство весьма неохотно - рисков много, а рентабельность небольшая.

Пошаговая инструкция

Итак, на первых порах нужно определиться с типом швейного производства, целевой аудиторией, просчитать объём финансирования и найти его источник. После этого можно приступать непосредственно к созданию производства. И первое, что понадобится, - найти поставщиков оборудования и сырья.

Как известно, купить всегда проще, чем продать. Поставщиков оборудования - от б/у до самого нового и современного - в России очень много. При этом большинство из них сейчас крайне охотно идут на контакт, ведь к ним не выстраиваются очереди из покупателей. Найти таких поставщиков совсем несложно через интернет. Главное определиться, какое именно оборудование вам нужно и какую цену вы готовы за него заплатить.

Выбирая поставщика ткани, нужно исходить из того, какая у вас продукция. К примеру, если вы шьёте наряды в премиальном сегменте, имеет смысл тратиться на дорогие европейские ткани. В то же время, на рынке масса поставщиков, работающих с Россией и Китаем. Ткани производства этих стран могут стоить гораздо дешевле, поэтому если вы работаете на потребителя со средним достатком, лучше предпочесть их. Но важно, чтобы качество ткани оставалось на достойном уровне, а она не производилась на кустарной фабрике.

Если у вас достаточно большой объём производства, то можно обращаться к фабрикам напрямую. Хотя посредники сейчас тоже не сильно «накручивают» цены. ​​​​​​​

Основная сложность в швейном производстве - найти хороший персонал. Для начала вам потребуется начальник производства, который будет строго следить за дисциплиной. У него должна быть мотивация выполнять свою работу качественно. Кроме того, важно, чтобы он разбирался в самом процессе производства и мог подсказать, как что-то скорректировать.

Также вам понадобится закройщица, которая умеет не только кроить по готовым лекалам, но и может вносить в них изменения. Для большого производства будут нужны две закройщицы.

Важная фигура - технолог, который будет выбирать оптимальные режимы работы, контролировать качество изделий, усовершенствовать процесс производства и т.д.

Если вы планируете разрабатывать одежду самостоятельно, вам понадобится конструктор, который будет делать лекала. Но в том случае, если вы просто собираетесь работать со сторонними заказами, такого специалиста в штате тоже желательно иметь. Зачастую заказчик не предоставляют никаких лекал, а просто приносит образец готового изделия. Поэтому на производстве должен быть человек, который по внешнему виду куртки воссоздаст лекало.

Не советую брать на производство молодых сотрудников, поскольку они не замотивированы, а в результате страдает качество работы. ​​​​​​​

Халатное отношение персонала к работе влечёт за собой прямые материальные потери: нерадивые сотрудники могут просто испортить хороший дорогой материал. Как правило, люди предпенсионного возраста подходят к своим обязанностям более ответственно. И дело тут не только опыте или финансовой мотивации. Большинству из этих людей просто стыдно плохо выполнять свою работу.

Плюс швейного производства состоит в том, что часы работы могут быть практически любыми. Главное, чтобы за смену было сшито необходимое количество изделий. Когда я открывал производство в Санкт-Петербурге, работать мы начинали с 10 утра. Но переехав в Великий Новгород, я столкнулся с тем, что работникам хочется «подгадать» время смены так, чтобы успеть на свои приусадебные участки. Поэтому зимой и осенью мы обычно работаем с 8 до 5, а летом начинаем даже раньше. Вопрос с тем, сколько смен вводить на своём предприятии, зависит от его загрузки и от количества заказов.

Решая вопрос того, где открыть производство, стоит определиться не только с районом и инфраструктурой, но и с городом. Лучше всего открываться в небольших городах. Как правило, аренда помещений в них гораздо дешевле, а кроме того здесь больше шансов наладить связи с местным руководством, что может быть очень полезно.

Что касается расположения помещения, вам вовсе не нужен хороший пешеходный трафик или центральный район. Более того, снимать помещение в центре города достаточно затратно, поэтому лучше выбирать локацию на окраине. Но помните, что сотрудникам должно быть удобно добираться на работу. Площадь помещения будет зависеть главным образом от того, сколько у вас рабочих мест. Особых требований по ремонту нет.

Детально требования к швейному производству прописаны в СанПиН 5182-90, выпущенному ещё в 1990 году. Но многие требования в нём фактически устарели. К примеру, в документе прописано требование не превышать уровень шума в 80 дБА, но по факту никаких отдельных мер по снижению уровня шума не нужно, поскольку современные швейные машины работают достаточно тихо.

Основное требование - хорошее освещение. ​​​​​​​

В швейном цеху должны быть источники естественного освещения, а также люминесцентные лампы. Кроме того, каждое рабочее место должно быть оборудовано местным освещением.

Чтобы начать работу, не требуется никаких разрешений от СЭС и пожарных. Все необходимые документы и договора должен предоставить вам арендодатель. Желательно также сертифицировать производство в соответствии с ISO 9001.

Помните, что действующими законами в первые три года запрещены проверки бизнеса в том случае, если на вас не поступали жалобы. То есть у вас будет запас времени для того, чтобы спокойно без спешки собрать все документы, привести помещение в соответствие нормам, сертифицироваться и работать.

Документы

В случае со швейным производством предпочтительнее регистрировать ООО, а не ИП. Просто потому, что в глазах заказчика ООО выглядит значительно надёжнее.

Лучше всего выбрать упрощённый режим налогообложения. В том случае, если вы работаете на давальческом сырье, выбирайте формулу «доходы минус расход». Учёт будет более строгим, но вы сможете сэкономить, поскольку основной статьёй расходов у вас будет зарплата персоналу.

Общепит