Основное отличие птиц от других животных. Происхождение птиц: особенности, интересные факты и описание. Значение и охрана птиц

1-2- 3, на учителя смотри!

II . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Сообщение темы и цели урока

Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица ) (слайд 1) – Так о ком же мы будем говорить? Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать – Цель нашего занятия – повторить и обобщить знания о птицах, их строении, повадках, среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе, в частности о птицах. – Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строчки М.М. Пришвина и И. Дружинина (слайд 2) Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. ( М. Пришвин)

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
…Иди к земле хорошим другом
,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
(И. Дружинин )

III . Постановка проблемных вопросов. 1. Чем птицы отличаются от других животных? 2. Что позволяет птице летать? 3. Каких птиц называют перелётными, осёдлыми, кочующими?

IV . Этап актуализации знаний.

Птицы. Что мы о них знаем? Символом мудрости со времён античной Греции является сова.
Двуглавый орёл в гербе России – символ храбрости, силы.
Птицы населяют все материки и острова земного шара. В настоящее время в мировой фауне известно около 9000 видов птиц, а всего птиц на земном шаре приблизительно 100 миллиардов.
Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные в слоях земной коры обнаружили окаменевшие кости скелета неизвестного существа, а рядом отпечатки его перьев. Они назвали эту птицу археоптериксом, что в переводе на русский означало «древнее крыло».
Учитель: В современном мире учёных, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называют орнитологами. Орнитология – наука, изучающая жизнь и повадки птиц. (слайд 3) – Чем отличаются птицы от других животных? По каким признакам строения тела и образа жизни мы определяем птицу?

V . Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся А) Практическая работа. (слайд 4) Учитель: У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
– Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
– Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло?
(Перья летят, они лёгкие )
– Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно?
(Вода скатилась капельками)
– Какой вывод сделаем?
(Перья защищают птицу от воды и сырости)
– Для чего нужны большие перья птицам?
(Чтобы летать)
– А маленькие? (
Для тепла) - А сейчас закройте глаза и представьте себе полет птицы. Вот птица взмахнула крыльями, начинает их опускать, крылья отталкиваются от воздуха, снова опускаются, и снова взмах. Тело птицы имеет обтекаемую форму, удобную для полёта. Перьевой покров сохраняет тепло и не даёт птице замёрзнуть даже в сильные холода. (Слайд 5 ) Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв. Б) Определение птиц по их голосам Учитель: Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока: Какие они? Каких только звуков не издают птицы! Они могут петь, кричать, кукарекать, квохтать, гулить, ухать, гоготать, курлыкать, чирикать ( Звучит фонограмма пения птиц.) (Слайд 6) – Голоса каких птиц вы сейчас услышали? (Выслушиваются ответы детей: сова, дятел, орёл, воробей, журавль, гусь)
– Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (
слайд 7 ) Птицы по способу питания делятся на группы: хищные (орёл, сова, ястреб), зерноядные (клёст, овсянка, кедровка), всеядные (ворона, жаворонок, галка); насекомоядные (синица, кукушка, ласточка); по месту обитания в окружающей среде: дикие и домашние (куры, утки, гуси) по способу перелётов: перелётные, кочующие, осёдлые Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, стриж, соловей, ласточка) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель) Это зимующие птицы. Кочующие (поползень, снегирь, свиристель, чиж) Что значит осёдлые птицы? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте) Каких вы знаете осёдлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка) . Физминутка. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Гордо прямо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

VI . Этап применения изученного.

    Ребята, где можно встретить птиц? (Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…) (слайды 8, 9, 10)

    Очень часто птицы являются героями произведений (в сказках, рассказах, стихах, баснях..) Вспомните некоторые из них.

    Соловей – Андерсен «Соловей»

    Гусь – С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    Петушок – А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    Ласточка – Г. Андерсен «Дюймовочка»

    Сова – А. Милн «Винни Пух и все, все, все»

    Лебедь – Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

    Утка – Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

    Воробей – К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

    Стриж – В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

    Ворона – А. Крылов «Ворона и лисица»

VII . Этап контроля и самоконтроля

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте тетрадь на с.. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). (Взаимопроверка)

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по заданию?

VIII . Этап коррекции

Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?

(Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их).

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».( Слайд 11 )

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? (Дети высказывают свои мысли.) Как вы можете помочь птицам? (Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотрели,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

А в пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник - скворец...

Вот и зимушки конец. Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. Люди расточительно относились к природе. Срывали растения, распахивали, сжигали земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, третьих выловили хищники. В конце концов люди поняли, что если не помочь природе, животных будет гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, составили официальную – Красную книгу. Идея этой книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. (показ Красной книги)

IX . Этап подведения итогов занятия. Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв.) Какая отличительная особенность у этих животных? (Есть перья) Учитель: Ребята, а теперь, прежде, чем подвести основной итог урока, послушаем Гнётову Дашу. Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я.
Здравствуй, Родина моя!
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют,
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
- Зачем нужны птицы? Какое значение птиц в жизни человека? (объект охоты: мясо, яйцо, пух, перо; защитники урожая: поедают насекомых, уничтожают грызунов; певчие и декоративные птицы: доставляют удовольствие.) – Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей) - Почему надо заботиться о птицах? (Птицы – наши друзья)

Дополнительный материал. А знаете ли вы, что…

    Лебедь выводит птенцов в дождь.

    У дятла самый длинный язык.

    У пингвина крылья покрыты не перьями, а чешуёй.

    Орёл летает выше всех.

    Птичка колибри может летать хвостом вперёд

    Колибри – самая маленькая птичка.

    Птицы страус, киви, пингвин – летают.

    Самая большая птица – африканский страус.

Используемая литература :

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.– 160с
2. Классные часы 1–4 класс / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.– 287с
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов \ Пер. К.Мишиной, А. Зыковой.– М.: Эксмо, 2006.– 512с.

На вопрос какие внешние признаки отличают птицу от других животных? заданный автором Ўлька) лучший ответ это Характеристика класса ПТИЦЫ
Птицы - класс позвоночных животных, представители которого хорошо характризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. За редкими исключениями, птицы - летающие животные, а те виды, которые не летают, имеют недоразвитые крылья. Для передвижения по твердому субстрату птицам служат задние конечности - ноги. Таким образом, птицы, в отличие от всех других наземных позвоночных, животные двуногие. У птиц весьма энергичный обмен веществ, температура тела постоянная и высокая, сердце четырехкамерное, артериальная кровь отделена от венозной. Хорошо развиты большие полушария головного мозга и органы чувств, в особенности зрения и слуха.
С биологической точки зрения наиболее характерными чертами птиц являются, с одной стороны, интенсивность обмена веществ, интенсивность хода жизненных процессов, а с другой - передвижение по воздуху путем полета. Эти две основные черты птиц в значительной мере определяют их биологию. Именно эти свойства птиц коренным образом отличают их от других групп позвоночных. Несмотря на общность эволюционного происхождения птиц и пресмыкаю щихся, биологические различия между этими двумя группами животных громадны.
В отношении подвижности и способности преодолевать пространство птицы занимают первое место среди наземных позвоночных. Большая подвижность связана с большой работой мускулатуры, с большими затратами энергии, который требуют быстрой и интенсивной компенсации. Несмотря на то что легкие птиц малорастяжимы и относительно невелики. использование кислорда в них и питание организма кислородом у птиц весьма интенсивно, что объясняется действи ем системы воздушных мешков. Активная часть дыхательного процесса у птиц, в отличие от других позвоночных, происходит не только при вдыхании, но и при выдыхании. Значение этого для интенсификации обмена веществ в организме очевидно. Артериальная кровь полностью отделена от венозной, а работа сердца весьма энергична. В связи с этим стоит и энергичная работа пищеварительных органов: птица потребляет большое количество пищи, а усвоение ее идет быстро и очень полно. Все эти особенности тесно связаны с наличием у птиц постоянной температуры тела (а последняя - с развитием теплоизолирующtего покрова из перьев) . Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих, чаще всего она близка к 42° С, у немногих видов опускается ниже 39° С, но нередко достигнет 45 и 45,5° С.
Из других весьма существенных особенностей биологии и строения птиц над упомянуть еще об особенностях размножения. По сравнению с пресмыкающимися отмечается, во-первых, слабая интенсивность размножения, а во-вторых, сложность биологических явлений, сопутствующих размножению, и в особенности сложность явлений заботы о потомстве. Последнее как бы компенсирует невысокую плодовитость. Вся эволюция птиц шла в теснейшей связи с приобретением ими способности к полету. Появление основных биологических и анатомических черт птичьего организма должно было идти одновременно с появлением и развитием у них подвижности, улучшением их двигательных возможностей. Палеонтологический материал показывает, что на известной стадии эволюционного развития предки птиц были наземными бегающими рептилиями.

Птицы, как и млекопитающие, принадлежат к классу животных, но, не смотря на эту объединяющую особенность, птицы имеют целый ряд способностей и признаков, которые существенно отличают их от млекопитающих.

У многих на ум приходит самое явное отличие – перьями и крыльями. Да, это так. Оперение характерно лишь для птиц, иначе они бы не смогли совершать свои полеты. Птицы относятся к позвоночным животным, и это их объединяет с млекопитающими, рыбами, рептилиями, позволяя зачислять птиц в огромное биологическое царство – Животные.

Произошли птицы от рептилий и этому они обязаны своему дальнему родителю – ящерам. Первым птицеподобным существом была птица археоптерикс. Она жила около 120 миллионов лет назад и была похожа на ящера, размером с голубя, которая передвигалась на задних конечностях, имела крылья, но не умела летать. У нее также был клюв, перья, усаженные зубы, но длинный, двадцати позвонковый хвост от ящерицы.


Перелеты были планирующими и сложно давались археоптериксу, но у него были длинные острые когти, с помощью которых ящер без труда карабкался по деревьям и совершал короткие перелеты. Следуя из этого, можно с уверенностью сказать, что прародитель современных птиц был полу ящером полуптицей, поэтому родство этих двух классов животных очевидно.

Кто такие животные, а кто такие птицы

Животные – это живые организмы, объединяющиеся в одно крупное царство. В это царство ходит около 34 типов животных, которые в свою очередь подразделяются на 50 миллионов видов живых существ .

Птицы – это те же животные, но тело, которых покрыто не шерстью, а перьями. Передние конечности птиц модифицировались в крылья, которые подарили им возможность полета. Всего насчитывается около 10000 видов различных птиц.

Сравнительная характеристика животных и птиц

Если птицы и животные принадлежат к одному биологическому царству, то тогда возникает вопрос об их различиях. В чем же разница между этими представителями животного царства?

Нужно сказать, что все птицы – это теплокровные животные , которые умеют летать. Такая необычайная способность определила и сформировала морфологические и физиологические особенности птиц, а также приспособило их тело к полету. В результате длительной эволюции передние конечности птиц трансформировались в крылья, а ноги стали более массивными и мускулистыми. Массивные ноги нужны птице для успешного взлета и приземления, а хвост служит регулировщиком направления.

Животные в отличие от птиц, могут быть как теплокровными (млекопитающие), а также холоднокровными (рептилии, рыбы, амфибии). У некоторых типов животных вообще отсутствует кров (плоские черви, оболочники, губки).

Тело птицы в отличие от животного покрыто перьями . Оперение позволяет создать большую обтекаемость тела при полете, а при низких температурах перо лучше сохраняет тепло маленького тела птички. Тело животного в свою очередь имеет самое разнообразное покрытие. Это может быть эпидерма, чешуя, хитиновый покрой, раковина, кожа или просто шерстяной покров.

Кости птиц невероятно прочны, несмотря на их легкость по сравнению с костями животных. В процессе полета огромное значение имеет слитность и неподвижность тела. Она обеспечивается сращением позвонков всех отделов позвоночника птицы, за исключением шейного. У птиц в сравнении с животными достаточно длинная и вытянутая шея, а также имеется киль. Многие типы животных, не включая хордовых, вообще не имеют внутреннего скелета.


Пищеварительная система птицы начинается с клюва, чего нет у животных. Обмен веществ ускорен, что требуется для того чтобы пища быстро перерабатывалась, обеспечивая при этом птицу нужным количеством свободной энергии затрачиваемой на полет. В ускоренном режиме работает кровеносная, дыхательная, выделительная система.

К классу птицы относятся теплокровные позвоночные животные, приспособленные к полету. Птицы - высокоорганизованные позвоночные, широко распространенные на Земле. Общее число видов более 8500.

От всех других животных птицы отличаются многими особенностями строения и биологии, связанными с полетом. Важный признак птиц - перьевой покров . Из перьев строится их летательный аппарат, с ними связаны многие жизненно важные процессы этих животных. Перья различны по строению и функциям. Лежащие снаружи перья с широкими и плотными пластинками называются контурными . Под ними расположены пуховые перья.

Основная часть контурного пера - длинный ствол. Толстый конец ствола, входящий в кожу, называется очин (его очиняли, когда писали перьями), выше очина ствол не имеет внутри полости, он называется стержнем , к которому прикрепляется опахало - широкая пластинка пера, образующая летательную поверхность. Каждая половинка опахала состоит из тонких роговых пластинок - бородок , от каждой из них отходят еще более тонкие отростки - бородочки , заканчивающиеся крючочками, с помощью которых они цепляются за бородочки соседних бородок (бородки I порядка, бородки II порядка). Перо такого строения оказывает воздуху большое сопротивление, и в то же время, является очень легким, что имеет значение при полете.

Под контурными перьями расположены пуховые перья , бородки которых не имеют крючочков и не соединяются друг с другом. Поэтому пуховые перья всегда «распушенные» и очень легкие. Между ними сохраняется воздух, отличающийся плохой теплопроводностью, благодаря чему тело птицы очень хорошо защищено от потерь тепла. Таким образом, перья служат не только для полета, но н для терморегуляции.

Контурные перья образуют летательную поверхность крыла, поэтому их называют маховыми . Роль руля у птицы выполняют длинные контурные перья, которые называются рулевыми .

При той большой работе, которую выполняют перья, они быстро снашиваются, с чем связано у птиц явление линьки (2-3 раза в год). Особенно болезненно проходит линька у гусей и уток, так как при этом у них выпадают сразу все маховые перья. Тогда птицы становятся совершенно беспомощными и нуждаются в особой охране их от браконьеров.

Голова у птиц маленькая и легкая, жевательные мышцы сильно уменьшены: челюсти тонкие, одеты легкими роговыми чехлами, образовав клюв . Подвижность головы обеспечивает развитая шея. Туловище плотное, обтекаемой формы. Передние конечности превратились в органы полета - крылья . Задние конечности у большинства птиц небольшие, в полете прижимаются к туловищу. Многие птицы на задних конечностях имеют по четыре пальца: три обращены вперед, а четвертый - назад (цевка ).

Трубчатые кости птиц, в отличие от других наземных позвоночных, не содержат костного мозга и заполнены воздухом. Они легки и очень прозрачны. Даже плотные и крепкие кости черепа птиц тонки и легки, срастаясь между собой, образуют очень прочный череп. Уменьшению массы скелета способствуют укорочение хвостового отдела позвоночника, отсутствие ряда костей. Таким образом, скелет птиц очень прочный и в то же время исключительно легкий. Кроме того, в скелете есть и другие приспособления к полету: поясничные и крестцовые позвонки прочно соединены, являясь опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, которые соединяются с брюшной стороны с грудиной, образуя грудную клетку. На грудине имеется большой выступ - киль , к нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крыло. В черепе птиц различают крупную округлую мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.

Кожа у птиц сухая. У основания рулевых перьев почти у всех птиц располагается копчиковая железа , выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, что предохраняет их от намокания и делает эластичными. Расположение мышц в организме птицы своеобразно: на спинной стороне их почти нет, основная масса находится на брюшной стороне и особенно сильно развиты грудные мышцы, а также мышцы голени и бедра.

В связи с отсутствием зубов у птиц имеется ряд особенностей в строении и работе органов пищеварения. Пищевод птиц образует выпячивание — зоб , где постепенно накапливается пища, здесь же она увлажняется и размягчается и затем поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого . В железистом пища перерабатывается химически, под действием желудочного сока. В мускулистом отделе у птиц имеются мелкие камешки, которыми пища перетирается, размельчается и еще больше растворяется. Далее пища обрабатывается желчью печени и соком поджелудочной железы и, всасываясь стенками короткого кишечника, усваивается. Пищеварение проходит у птиц быстро, непереваренные остатки пищи не задерживаются в задней кишке и выбрасываются наружу. Все это имеет большое значение при полете.

Органы дыхания у птиц . Легкие птиц отличаются от мешкообразных легких земноводных и от ячеистых легких пресмыкающихся. Легкие птиц имеют губчатое строение. Входящие в них бронхи многократно ветвятся. Ряд разветвлений бронхов оканчивается в полости легких, а некоторые, выходя из них, расширяются, образуя воздушные мешки , которые расположены между мышцами, внутренними органами и в трубчатых костях. Дыхание в покое осуществляется посредством расширения и сужения грудной клетки. В полете такое дыхание невозможно. В это время оно осуществляется так: при каждом взмахе крыла воздушные мешки растягиваются и заполняются воздухом, при опускании крыльев мешки сжимаются и воздух через легкие выходит наружу. Благодаря этому воздух автоматически дважды проходит через легкие, и птицы даже при очень быстром полете не страдают от одышки.

Органы кровообращения у птиц . Сердце у птиц, в отличие от пресмыкающихся, четырехкамерное : состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, правая — венозную. Движение крови происходит, как у земноводных и пресмыкающихся, по двум кругам кровообращения. Но артериальная кровь никогда не смешивается с венозной. Благодаря этому у птиц постоянная температура тела , во многих случаях более высокая, чем у человека (40-45°C). Правда, у птенцов она колеблется, и их необходимо согревать. Птицы относятся к теплокровным животным.

Органы выделения птиц - парные почки . От них отходят мочеточники, по которым моча попадает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует.

Головной мозг птиц , по сравнению с таковым у рыб, земноводных, пресмыкающихся, развит сильнее, особенно мозжечок , обеспечивающий координацию движений, и большие полушария , что обусловливает более сложное поведение птиц. Из органов чувств наиболее развиты органы зрения и слуха. Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя веками: верхним, нижним и мигательной перепонкой.

Орган слуха состоит из трех отделов: внутреннего , среднего и наружного слухового отверстия.

Размножение и развитие птиц

Птицы - раздельнополые. У самца развивается два семенника , у самки - один яичник . От органов размножения в клоаку тянутся выводковые трубки (два семяпровода или яйцевод). Яйца созревают постепенно и откладываются по одному через определенные промежутки времени. В отличие от пресмыкающихся, все птицы, кроме сорных кур, насиживают яйца .

Внутреннюю часть яйца составляет желток с находящимся на его поверхности зародышевым диском . Желток одет очень тонкой оболочкой и поддерживается в жидком белке двумя плотным белковыми канатиками . Подвешенный желток подвижен и располагается так, что зародышевый диск всегда находится наверху ближе к теплому телу насиживающей птицы. Подскорлуповая оболочка , одевающая белок, на тупом конце яйца расслаивается и образует небольшую воздушную камеру . Яйцо сверху покрыто известковой оболочкой , пронизанной порами, через которые осуществляется газообмен зародыша с внешней средой. Снаружи на скорлупе имеется тонкая пленка, защищающая яйцо от проникновения в него микробов.

Яйцо птицы может развиваться только при нагревании (насиживании) до температуры 38-40°C. Продолжительность насиживания у различных птиц разная: у голубя она длится 15-18 дней, у колибри - 10-12, у страусов - 55-60 дней, у других птиц - от 17 до 21 дня.

У развивающегося зародыша сначала образуются зачатки мозга и мышечных сегментов, далее обособляется громадная голова с зачатками жаберных щелей. Очень рано закладывается сердце. Конечности закладываются в виде выпячиваний, более близких к плавникам, чем к крылу и ноге. Еще через несколько дней они начинают напоминать лапки наземных низших позвоночных. Хвост закладывается коротким с самого начала, но по количеству позвонков он ближе к хвосту пресмыкающихся.

Постепенно формируются все органы. По строению они начинают становиться типичными для птиц. Наконец, израсходовав весь питательный материал яйца, птенец движением клювика, снабженного на конце крепким бугорком, продалбливает скорлупу и вылупливается.

В зависимости от уровня развития различают птенцов выводковых и птенцовых . Выводковые после вылупливания вполне развиты, могут самостоятельно передвигаться. Птенцовые - недоразвитые, голые, слепые, беспомощные, лишь слегка покрыты пухом. Их кормят родители до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

Кроме того, ряд птиц проявляют особую заботу о птенцах. Это и подбор мест для гнездования, его обустройство, маскирование, насиживание яиц, обогревание и вскармливание птенцов, очистка гнезда и т. д. Существуют и другие формы заботы. Например, известно, что кукушка откладывает яйцо в гнезда других птиц, и хотя сама не насиживает яиц, но проявляет заботу о будущем птенце: смотрит за тем, чтобы хозяин гнезда не заметил подкидыша и не выбросил его из гнезда. Как правило, в гнезде кукушонок вылупливается первым и начинает сам о себе заботиться: выбрасывает оставшиеся яйца из гнезда или даже птенцов, обеспечивая себе полноценное питание до вылета из гнезда. Забота птиц проявляется и в том, что взрослые птицы в случае опасности подают сигнал тревоги птенцам, или же самка отвлекает «посягателя» на гнездо различными маневрами, притворяясь раненой, бьет крыльями по земле и другими способами.

Людмила Вяткина
Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа)

Цели занятия :

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города ;

Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) ;

Учить отличать птиц от других животных ;

Обогащать и активизировать речь детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке ;

Рассматривание иллюстрации с птицами ;

Разучивание подвижной игры «Птицелов » ;

Чтение художественной литературы о птицах .

Оборудование :

Демонстрационный материал «Птицы » ;

Модели – схемы для сравнения птиц с другими животными ;

Несколько перьев птиц ;

Ножницы, стаканчики с водой;

Карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы ;

Кормушки и различный корм для птиц .

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети : (перечисляют признаки осени) .

Воспитатель : почему стало мало птиц ?

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных ?

Дети : (отвечают, опираясь на модели – схемы) .

Воспитатель : каких птиц вы знаете ?

Дети : (перечисляют птиц ) .

Воспитатель : куда улетают птицы осенью ?

Дети : на юг.

Воспитатель : как называются птицы , которые улетели на юг?

Дети : перелетные птицы .

Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Дети : о перелетных.

Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц ?

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания ребята, до радостной встречи весной! Мы обязательно к вам вернемся!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель : Что не правильно?

Дети : мухи.

Воспитатель : А мухи – это кто?

Дети : насекомые.

Воспитатель : вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(дети хлопают)

Воспитатель : начинаем снова…

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель : один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы . Продолжаем…

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель : что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель : Ребята, а еще у всех птичек есть перышки, каждое перо имеет стержень, и если мы положим перышки на стол и на них подует ветерок, что случится?

Дети : перья полетят, они легкие.

Воспитатель : если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Дети : чтобы летать.

Воспитатель : для чего им нужны маленькие перышки?

Дети : для тепла.

Воспитатель : теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети : перья разные по цвету. Они украшают птиц .

Воспитатель : часто можно встретить очень красивых птиц .

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением )

Воспитатель : вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов » .

Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель : не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети : зимующие, оседлые.

Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц ?

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц , а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель : молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Дети : (высказываются) .

Воспитатель : как можно проявить о них заботу зимой?

Дети : …

Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Дети : …

Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель : но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети : …

Воспитатель : каких вы запомнили перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : чем птицы отличаются от других животных?

Дети : …

Воспитатель : для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Дети : …

Воспитатель : спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц .

Руководства