Сведения из реестра смп. Как проверить предприятие в реестре смп. Общие характеристики и требования

На 1 августа запланировано размещение в свободном доступе первой редакции единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр субъектов МСП). Напомним, ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " " (далее – закон о развитии МСП), которая предусматривает создание этого нового информационного ресурса, начала свое действие в начале июля (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ " "; далее – Закон № 408-ФЗ).

Согласно задумке авторов закона, реестр субъектов МСП объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит этим хозяйствующим субъектам избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия каждый раз обращаясь за господдержкой, а также участвуя в госзакупках. А кроме того, добавляют в пресс-службе Минэкономразвития России, создание такого реестра даст возможность снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий и повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статус субъекта МСП дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом. Так, они пользуются правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета и кассовых операций, упрощенный порядок статистического контроля. Субъекты МСП имеют также преимущества при участии в размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, для них действует особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества.

Также статус субъекта МСП необходим для исключения из плана проверок в рамках "надзорных каникул" с начала 2016 года по 31 декабря 2018 года. Напомним, "надзорные каникулы" касаются практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий и освобождают от визитов контролеров весь малый и средний бизнес ( , п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " ", ). Однако, для того, чтобы воспользоваться всеми этими привилегиями предпринимателям приходится собирать, подчас, солидный пакет документов. А прохождение положенных процедур нередко отнимает у бизнесмена не только время, но и деньги. Освободить малый и средний бизнес от ряда бюрократических процедур как раз и призван реестр МСП.

Рассмотрим, что представляет из себя новый реестр и как его создание отразится на повседневной жизни малого и среднего бизнеса.

Какие сведения попадут в реестр субъектов МСП

В первую очередь необходимо еще раз подчеркнуть, что наличие информации о том или ином хозяйствующем субъекте в реестре субъектов МСП автоматически подтверждает его соответствие определенным законом о развитии МСП критериям. Это основная идея разработчиков , реализация которой должно облегчить жизнь российским предпринимателям ().

О том, на какие отношения не распространяется преимущественное право субъектов МСП на приватизацию недвижимости, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!

В действующей редакции закона о развитии МСП приведен перечень сведений о субъекте МСП, которые включаются в реестр. Так, в реестр будут включены сведения о:

  • регистрационных данных экономического субъекта (наименование, ИНН, место нахождения, категория МСП, код ОКВЭД и т. д.);
  • имеющихся у предприятия или ИП лицензиях;
  • производимой продукции, с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • включении юрлица или ИП в число участников программ партнерства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ);
  • наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " и (подп. 1 – 11 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Кроме этих сведений, в результате июльских поправок была предусмотрена возможность дополнить реестр МСП дополнительной информацией о хозяйствующих субъектах в соответствии с требованиями иных федеральных законов, или по решению правительства. Однако пока эта возможность не реализована на практике ().

Таким образом, новый информационный ресурс позволит не только подтвердить статус субъекта МСП, но и расскажет потенциальным заказчикам продукции и услуг о перспективах сотрудничества с тем или иным предприятием или ИП.

Как реестр будет наполняться информацией о субъектах МСП

За ведение и наполнение данными реестра МСП отвечает ФНС России. Она же будет обеспечивать доступ к нему, который будет открытым и бесплатным. Как отмечают представители службы, ознакомиться с содержимым реестра можно будет на официальном сайте ФНС России. Доступ к информационному ресурсу будет обеспечен в разделе электронных сервисов на сайте www.nalog.ru ( , ответ на обращение, опубликованный на официальном сайте ФНС России "www.nalog.ru", июнь 2016 г.).

Как неоднократно подчеркивало Минэкономразвития России, присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам и внесение об этом данных в реестр субъектов МСП, будет происходить автоматически, на основе уже имеющихся в распоряжении федеральных органов власти данных. Отдельно подчеркивается отсутствие дополнительных административных процедур, связанных с предоставлением предпринимателями и юридическими лицами дополнительных документов для этого. Так, реестр субъектов МСП будет сформирован на основании сведений:

  • содержащихся в налоговой отчетности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • поступивших от других органов государственной власти и уполномоченных организаций ( , ).

Таким образом, полнота и достоверность содержащихся в реестре сведений зависит не только от качества работы оператора информационного ресурса, но и от дисциплинированности самих субъектов МСП. Тем не менее, сведения о производимой продукции, об участии в программах партнерства с заказчиками, о наличии заключенных госконтрактов, субъекты МСП будут представлять самостоятельно в форме электронных документов, посредством функционала сайта ФНС России с использованием квалифицированной электронной подписи ().

При этом специального порядка проверки достоверности вносимых в реестр сведений не предусмотрено. Как отмечают в Минэкономразвития России, малые и средние предприятия будут самостоятельно нести риски представления недостоверной информации. А в отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для верификации сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 закона о развитии МСП, будут вноситься в реестр ежегодно 10 августа на основании данных, которыми располагала ФНС России на 1 июля текущего календарного года. Таким образом, как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития России, если, допустим, ИП или юрлицо не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, ФНС России не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году ().

Следует также отметить, что в первоначальной редакции реестра субъектов МСП окажутся как юрлица и ИП, соответствующие требованиям закона о развитии МСП в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, так и юрлица, созданные в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года. Также 1 августа в реестр попадут сведения о производственных кооперативах, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года, а также сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в период с 1 января 2016 года по 1 июля 2016 года ( , ). Таким образом, с учетом предусмотренного переходного периода, в реестр 1 августа должны попасть все без исключения предприятия и ИП, отвечающие признакам субъекта МСП на момент запуска информационного ресурса. При этом те субъекты МСП, которые уже отвечают требованиям , и получают господдержку до 1 августа этого года, сохранят на нее право до конца 2016 года ().

Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр

Нужно добавить, что актуализироваться данные реестра субъектов МСП, в случае изменения их статуса, будут ежемесячно, также 10-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в ФНС России обновленных сведений. Так, ежемесячно будет обновляться информация о:

  • изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • юридических лицах, ИП, прекративших свою деятельность;
  • производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц ( , ).

Храниться сведения о субъекте МСП будут в реестре на протяжении пяти календарных лет, причем, как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития России, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус или нет. А если же предприниматель будет исключен из реестра субъектов МСП, то об этом в реестре будет сделана только соответствующая отметка, однако данные об этом хозяйствующем субъекте в перечне останутся на весь пятилетний срок ( , ).

Исключаться из реестра будут те субъекты МСП, которые:

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения к субъекта МСП в соответствии со ст. 4 закона о развитии МСП, а также деятельность которых прекращена в установленном порядке ( , ).

***

Запуск единого реестра субъектов МСП станет ощутимым подспорьем в деле развития малого и среднего предпринимательства. Причем важно, что бенефициарами этого процесса являются в первую очередь предприниматели, а не чиновники. При этом необходимо, чтобы информационная система заработала без сбоев с самого первого дня – ведь от этого может зависеть успех того или иного коммерческого предприятия.

В то же время, заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков надеется, что предприниматели не столкнутся с отказами в предоставлении господдержки из-за отсутствия сведений о них в реестре после его запуска. "Но мы планируем в первые месяцы работы реестра мониторить, совместно с предпринимателями, качество его работы и оперативно информировать о выявленных недочетах структуры, ответственные за работу этого информационного ресурса", – подчеркнул эксперт.

Тем не менее, эксперты рассчитывают, что реальный эффект от предложенных нововведений предприниматели смогут ощутить уже сразу после момента запуска реестра. А дебют этого информационного ресурса, напомним, состоится 1 августа.

1. Как вступить в единый реестр субъектов малого предпринимательства?

ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» проводится работа по созданию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – базы данных, содержащей широкий состав сведений о МСП России.

Сведения реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

2. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

В целях обеспечения автоматического формирования реестра в конце 2015 года в «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены поправки, уточняющие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей ведения реестра предусмотрен переход от понятия «выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость» к понятию «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» к понятию «среднесписочной численности работников». Внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.

Таким образом, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  1. требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  2. среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
  3. доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

3. Каким образом можно будет внести в реестр дополнительные сведения о субъекте малого или среднего предпринимательста

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис (ссылка будет активирована после 1 августа 2016 года), размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Квалифицированная может быть получена в аккредитованных удостоверяющих центрах.


Как часто будут обновляться сведения, внесенные в реестр?

В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ первое формирование и размещение сведений реестра произойдет 1 августа 2016 года. В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.

При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях;
  • исключение сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность;
  • актуализация сведений, индивидуализирующих предпринимателя (наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);
  • внесение сведений о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

4. Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в реестр

Специального порядка не предусмотрено.

Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.

В отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Что будет происходить с организациями, сведения о которых не будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Предусмотрены ли какие-то переходные положения?

До 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к соответствующим категориям (микро-, малые и средние предприятия) применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ, то есть до 1 января 2016 года).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ), сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Недавно изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям. Об этом новшестве и его последствиях рассказывает представитель Минэкономразвития России.

Максим Викторович, для чего были изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу? М.В. Паршин : Изменения, внесенные в законодательство, связаны с созданием и последующим ведением в автоматическом режиме Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, от понятия «выручка» мы переходим к понятию «доход от ведения предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» - к понятию «среднесписочная численность работников». Уточнены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Оператором Реестра назначена Федеральная налоговая служба. Реестр заработает на сайте ФНС с 1 августа 2016 г.И с 1 августа вводятся дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Один из них - предельная суммарная доля участия в уставном капитале иностранных и крупных организаций - относится к обществам с ограниченной ответственностью. А к акционерным обществам этот критерий не применяется? М.В. Паршин : Если доля крупных или иностранных компаний в уставном (складочном) капитале предприятия превышает 49%, такое предприятие теряет статус субъекта МСП. Подобный критерий существует в законодательстве многих стран и получил в зарубежной практике название «критерий независимости происхождения». Сейчас в информационных ресурсах ФНС нет оперативной информации о структуре уставного капитала акционерных обществ. Поэтому применить такой критерий к АО и внести в Реестр субъектов МСП сведения об АО пока невозможно. Так что этот критерий действительно применяется только для обществ с ограниченной ответственностью.В перспективе мы рассчитываем разработать механизм сбора таких сведений для целей ведения Реестра - либо непосредственно у эмитентов, либо у организаций, обладающих соответствующей информацией. Прорабатывается вопрос объединения информационных систем Минэкономразвития, Банка России и ФНС.Получается, «обычные» АО, не выпускающие высокотехнологичную или инновационную продукцию, не смогут получить статус МСП и попасть в Реестр? М.В. Паршин : Действительно, данные об «обычных» АО с небольшим доходом и численностью работников пока не могут быть включены в Реестр. Но наиболее массовая форма организации малого бизнеса в России - общество с ограниченной ответственностью. Сведения о таких компаниях в Реестр, безусловно, будут включены, если эти общества соответствуют критериям по размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, среднесписочной численности работников и структуре уставного капитала.Какова с 01.08.2016 максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий: 99 или 100 человек? А для микропредприятий - 14 или 15 человек? М.В. Паршин : Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для малых предприятий 100 человек включительно, для микропредприятий - 15 человек включительно. А для средних предприятий - 250 человек включительно.Реестр заработает с 1 августа 2016 г. Но некоторые показатели (доход, численность работников) определяются по итогам предыдущего года. Лишаются ли организации, переставшие соответствовать правилам отнесения к малым предприятиям, этого статуса уже с 2016 г. или с 2017 г.? М.В. Паршин : До 1 августа 2016 г. применяются прежние правила отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП (по категориям микро-, малые и средние предприятия).Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие этим условиям и получавшие поддержку по государственным и муниципальным программам до 1 августа, сохранят право на такую поддержку до конца 2016 г.При этом с 1 августа 2016 г. отнесение предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и внесение сведений о них в Реестр будут происходить по новым критериям.Наш читатель приводит такую ситуацию. На начало 2015 г. по действующей в то время редакции Закона № 209-ФЗ организация относилась к средним предприятиям (выручка больше 400 млн руб., но меньше 800 млн руб. в течение 2 лет подряд). С 25 июля 2015 г. изменились критерии отнесения предприятий к малым: увеличился до 800 млн руб. предельный размер выручки за предшествующий год. У организации выручка в предшествующие 3 года подряд не превышала 800 млн руб. (и по другим показателям организация не превышала предельные значения для малых предприятий). Изменила ли организация с 25 июля 2015 г. свой статус на «малое предприятие» автоматически? М.В. Паршин : Категория субъекта МСП изменяется тогда, когда предельные значения средней численности работников или выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет подряд. Поэтому сейчас такая организация может быть отнесена к малым предприятиям.В 2015 г. выручка организации была более 800 млн руб. По всем остальным показателям организация не превысила предельных значений. Будет ли организация относиться к малым предприятиям с 1 августа 2016 г.? М.В. Паршин : С 1 августа 2016 г. при отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) мы переходим к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности. Сейчас Минэкономразвития России разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства РФ.Предельные значения дохода будут такими же, как сейчас предельные значения выручки: для микропредприятий - 120 млн руб., для малых - 800 млн руб., для средних - 2 млрд руб.Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.Таким образом, организация, о которой идет речь, может быть отнесена к категории среднего предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. находится в интервале от 800 млн до 2 млрд руб. При этом, конечно, должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 250 человек).Расскажите о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Какие сведения о малых и средних предприятиях будут в нем содержаться? Кто будет их вносить? М.В. Паршин : Помимо категории МСП (микро-, малое или среднее предприятие), в Реестре будут отражены сведения о том, какую продукцию предприятие производит, о его видах деятельности, данные о полученных им лицензиях, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.Реестр будет формироваться на основании:- сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), которую организация или предприниматель представляли в ИФНС в прошлом году;- сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;- сведений, поступивших в ФНС от других ведомств в порядке информационного
взаимодействия;- сведений, которые предприниматели могут подать в добровольном порядке.То есть сами организации и предприниматели подавать сведения о себе для внесения в Реестр не должны? М.В. Паршин : При формировании Реестра ФНС будет использовать сведения, которые содержатся в налоговой отчетности. Поэтому самое важное - правильно оформлять и своевременно подавать отчетные документы.В то же время, как я уже сказал, предприниматели смогут в добровольно-заявительном порядке подать в ФНС некоторые сведения для их внесения в Реестр. Например, информацию о том, что организация или предприниматель выпускает инновационную и высокотехнологичную продукцию. Или сведения о том, что организация - участник программы партнерства, которую реализует государственная компания - заказчик для своих контрагентов, чтобы повысить их организационную и технологическую готовность к исполнению заказов. Или данные о том, что у организации или предпринимателя в предшествующем календарном году были государственные и муниципальные контракты и (или) договоры с компаниями с государственным участием.Такие сведения любой предприниматель сможет представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это можно будет сделать с помощью специального сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС с 1 августа 2016 г.Если организация или предприниматель перестанут соответствовать критериям, их исключат из Реестра? М.В. Паршин : Впервые сведения в Едином реестре субъектов МСП появятся 1 августа 2016 г. Потом этот Реестр будет обновляться ежегодно 10 августа в автоматическом режиме. Но сведения о созданных предприятиях и предприятиях, прекративших деятельность, будут обновляться ежемесячно.Если хозяйствующий субъект потеряет статус субъекта МСП, в следующем году сведения о нем исключат из Реестра и он не сможет пользоваться мерами поддержки.А если каких-то важных сведений в налоговой отчетности организации или предпринимателя будет недоставать? М.В. Паршин : Если в отчетности нет сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или отчетность не позволяет определить величину дохода за предшествующий год, сведения о предпринимателе будут исключены из Реестра. Поэтому правильно оформлять и вовремя сдавать отчетность в налоговые органы очень важно.Кто сможет пользоваться Реестром? М.В. Паршин : Все желающие. Например, крупные компании смогут с помощью Реестра найти потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий. Для этого на сайте ФНС будет работать специальный бесплатный сервис.Кроме того, ведомства будут использовать данные Реестра для планирования контрольно-надзорной деятельности. Для малых предприятий предусмотрены в 2016-2018 гг. трехлетние надзорные каникулы. Именно по Реестру контрольные органы будут сверять информацию о таких предприятиях.Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в Реестр? М.В. Паршин : Специального порядка нет. Будут применяться обычные процедуры проверки сведений, содержащихся в налоговой отчетности, которую организации и предприниматели подают в налоговые органы.Если субъекты МСП получают дополнительную поддержку, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны включить их в реестр субъектов МСП - получателей поддержки. Зачем вести отдельные реестры, если есть Реестр ФНС? М.В. Паршин : Цели ведения этих реестров разные.Реестры субъектов МСП - получателей поддержки нужны для того, чтобы проконтролировать ход оказания такой поддержки, отследить целевое расходование средств.Сведения в реестрах субъектов МСП - получателей поддержки хранятся дольше, чем в Едином реестре субъектов МСП. Если организация или предприниматель утратят статус субъекта МСП и перестанут получать поддержку, данные о них останутся в реестре получателей поддержки еще 3 года после окончания срока ее оказания.

2015 год ознаменовался принятием закона, предполагающего создание специализированного реестра представителей малого и среднего препирательства. Создание ресурса возложено на налоговые органы.

Внесение данных в реестр о потенциальных претендентах на поддержку государства или исключение таких лиц из ресурса происходит на основании следующей информации: данные ЕГРИП или , сведения об организации (количество сотрудников, доходе и ) и прочие данные.

Каковы особенности и порядок процедуры внесения организации в реестр и каким критериям должен соответствовать потенциальный участник ресурса, претендующий на поддержку государства?

В чем заключается польза

Реестр субъектов малого предпринимательства необходим для исключения маленьких организаций из планов проверок неналоговых структур.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что для маленьких организаций с 2019 года было заложено начало трехлетних надзорных каникул. Соответственно неналоговые проверки в 2019 году больше не будут их касаться. К примеру, организация больше не столкнется с проверками пожарной или трудовой инспекции, а также санэпидстанции.

Но существуют исключения. К примеру, проверке подлежат компании, относящиеся к образовательным или здравоохранительным сферам, а также предприятия, работа которых классифицируется как опасная.

Запрет на регулярные проверки не коснулся также тех предприятий, которые в течение последних 3 лет лишались лицензии или были наказаны государственными структурами за всевозможные грубые нарушения общепринятых норм.

Более того, единый реестр позволит получить сведения о том, является ли предприятие претендентом на субсидии или участие в государственных закупках по льготам. К примеру, малые организации могут рассчитывать на более лояльные условия ведения учета. Им не нужно устанавливать кассовый лимит, отчетность сдается по упрощенной форме.

Общие характеристики и требования

Единый реестр представляет собой размещенный в открытом доступе ресурс, содержащий информацию о представителях малого и среднего бизнеса.

Представленный ресурс позволит получить его участникам и государственным органам следующие преимущества:

  • минимизация затрат участников реестра и государственных структур при подтверждении статуса малых и средних организаций;
  • сэкономить временные ресурсы крупных организаций при поиске потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг;
  • создать условия надзорных каникул для участников общего реестра;
  • улучшить качество мер социальной помощи для представителей малого и среднего бизнеса.

Для внесения данных в реестр, гражданину необходимо подать документы и заявления в Центр предпринимательства. При соответствии предприятия установленным критериям, оно будет внесено в общий реестр.

На что стоит обратить внимание

Нововведение вызвало множество вопросов у потенциальных участников реестра. Представителям малого и среднего бизнеса необходимо ознакомится с особенностями общего реестра для принятия участия в государственной поддержке.

Положения закона

В соответствии с установленными нормами, ведение реестра должно быть реализовано федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением действующего Налогового Кодекса.

Реестр субъектов малого предпринимательства должен содержать следующую информацию:

  • название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • налогоплательщика;
  • адрес юридического лица или частного предпринимателя;
  • дата внесения данных о представителях малого и среднего предпринимательства в реестр;
  • категория участника реестра;
  • данные о том, что участник реестра является заново созданными юр. лицом или предпринимателем;
  • информация о лицензиях компании;
  • данные о кодах по общепринятому классификатору разновидностей экономической деятельности (при наличии указание продукции, отнесенной к инновационной или высокотехнологической);
  • данные о лицах, принимающих участие в программах партнерства между юрлицами, которые выступают в качестве заказчиков товаров или услуг;
  • данные, о предстоящих контрактах участника реестра.

Признаки участников

Субъекты малого предпринимательства характеризуются наличием следующих общих признаков:

  • должен быть сформирован в соответствии с установленными нормами (долевое участие субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должно превышать 25%, а доля лиц, не относящихся к субъектам малого бизнеса должна составлять не более 25%).
  • Среднее количество работников, за прошлый год не должно превышать пределы установленных норм:
    • строительная, транспортная и промышленная сфера – 100 сотрудников;
    • сельскохозяйственная и научная сфера – 60 человек;
    • сфера обслуживания и продаж – 30 работников;
    • оптовые продажи товаров и прочие сферы – 50 сотрудников.
  • Юридическое лицо должно выступать в качестве коммерческой организации (создано в форме товарищества, кооператива).

Основные критерии

Для того чтобы организация была внесена в реестр, она должна пройти соответствие на наличие ряда критериев.

Должны обязательно вноситься на основании законодательных актов.

Как выглядит должностная инструкция руководителя обособленного подразделения — смотрите .

Среди них выделяют следующее:

  • доля участия в уставном капитале государственных органов, благотворительных, религиозных и прочих организаций должна насчитывать не более 25%;
  • общее количество зарубежных юридических лиц в уставном капитале не должно превышать 49%;
  • количество участия компаний, не относящихся к малому или среднему предприятию не должно быть более 49%;
  • среднее количество сотрудников, за прошлый год не должно превышать установленные нормы: 15 человек – для микропредприятий, 100 человек – для малых организаций и 250 человек – для средних организаций;
  • доход, от реализации продукции не должен превышать установленный лимит: 120 млн. рублей – для микроорганизаций, 800 млн. рублей – для малых организаций и 2 млрд. рублей – для средних организаций;
  • случаи, когда юр. лица выступают в качестве АО, акции должны быть отнесены к ценным бумагам высокотехнологичной сферы экономики;
  • юридическое лицо учувствует в проекте «Сколково».

Образец свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства

Для включения организации в реестр субъектов малого предпринимательства гражданам необходимо подготовить пакет документов и подать его в Центр развития предпринимательства Москвы или другого города на территории России.

Статус лица подающего заявление Общий пакет документов Документация необходимая для сверки данных заявления
Юр. лица по общей системе налогообложения
  • документация, подтверждающая полномочия лица, подающего заявление;
  • заявление о внесении организации в реестр;
  • данные о филиалах;
  • данные об участниках сообщества;
  • бухгалтерская отчетность.
  • бухгалтерский отчет за предшествующий год;
Юр. лица по системе УСН
  • выписка ЕГРЮЛ, заверенная ИФНС;
  • письмо об учете в Статрегистре;
  • налоговая декларация;
  • данные о численности сотрудников;
  • для АО (ЗАО) – выписка из реестра акционеров, для ООО – выписка из реестра об участников сообщества.
Частные предприниматели
  • выписка ЕГРИП;
  • декларация по налогу за прошлый год;
  • декларация по налогу на прибыль за прошлый год;
  • декларация по налогу на временную прибыль за прошлый год.

Как происходит реестр субъектов малого предпринимательства

Реестр формируется на основании данных о прибыли средней численности сотрудников, индивидуальных предпринимателей, сведений ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также информации от прочих государственных служб.

В реестр могут войти лишь те организации, которые прошли оценку на соответствие установленным критериям.

Говоря о техническом аспекте формирования реестра, необходимо отметить, что данные в реестре обрабатываются в автоматическом режиме, благодаря объединению информации, хранящейся на различных информационных потоках.

В дальнейшем информация, хранящаяся в реестре будет обновляться каждый год в августе, на основе тех данных, которыми будут располагать налоговые службы. Кроме того, ежемесячно определенные сведения в базе обновляются. Речь идет о или об утративших статус новых участников реестра.

Законодательными нормами не предусмотрен порядок проверки корректности предоставляемых данных. Участники реестра самостоятельно несут ответственность за недостоверную информацию, а уполномоченные органы лишь проверяют данные налогового отчета.

Прочие возможности

Пройдя регистрацию в реестре у представителей малого и среднего бизнеса открываются новые возможности, позволяющие выгодно вести экономическую деятельность.

Поиск в базе данных

Главной задачей реестра является создание профессионального учета поддержки государственных органов, оказанной представителям малого и среднего предпринимательства. Ресурс включает в себя полный перечень данных о том, на каком основании и в каком объеме оказывается поддержка гражданам.

В реестре размещены следующие данные:

  • название органа, оказывающего помощь;
  • данные об индивидуальном предпринимателе (ФИО, адрес, регистрационный номер и прочее);
  • разновидность, форма и размер предоставляемой помощи;
  • сроки предоставления помощи;
  • ИНН налогоплательщика;
  • данные о нарушении условий получения и дальнейшего использования государственной помощи.

На официальном сайте реестра получатель сможет проверить наличие своей записи и форму предоставляемой государством помощи. Поиск можно осуществлять по ИНН, разновидности помощи или по календарному периоду. Данные вводятся в соответствии с последними 50 принятыми решениями.

Положенные льготы

Участники реестра вправе претендовать на льготы. Прежде всего, они имеют возможность не устанавливать кассовый лимит, храня в кассе любую сумму наличных денежных средств.

В том случае, если организация не отказалась от лимита, она вправе сделать это в любое удобное время. Для этого достаточно выдать соответствующий приказ от руководителя.

Если организация своевременно не отменила лимит, необходимо проследить за тем, чтобы остаток в кассе не был превышен установленным законом нормам. В противном случае владельца предприятия ожидает штраф размером 50 тыс. рублей. В качестве исключения выступают дни выдачи заработной платы.

Участникам реестра доступны и другие льготы.

Среди них можно выделить следующее:

  • ведение упрощенной бухгалтерской отчетности;
  • подача меньшего пакета документов в налоговые органы;
  • оплата регионального налога по сниженному тарифу;
  • отмена неналоговых проверок.

Подробный алгоритм

Посетив официальный сайт реестра, граждане смогут найти всю актуальную информацию об участниках ресурса, их статусе, а также предоставляемых льготах.

Для поиска информации достаточно выполнить следующие действия:

  1. Для поиска организации в отведенное поле нужно ввести наименование, ИНН, ОГРН или ОГРИП.
  2. На сервисе будут выведены результаты поиска, пользователю необходимо загрузить выписку.

Реестр также можно применять для поиска потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг. Для этого достаточно воспользоваться расширенным поиском, сделав выборку по разновидностям интересующей деятельности.

  • для поиска потенциальной клиентской аудитории нужно открыть расширенный поиск;
  • перед пользователем будет открыта выборка, в которой нужно отметить интересующую его информацию.

В том случае, если гражданин не нашел свои данные в реестре, ему необходимо отправить запрос налоговой службе для проверки информации. Для этого достаточно зайти в раздел «информация по работе с реестром» и выбрать соответствующую графу.

В рамках перехода государственных органов на безбумажные технологии включения в государственные Реестры, выпущено постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009г. №1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы", предусматривающее отказ от выдачи Свидетельств о включении в Реестр и замену их информацией, размещаемой на официальном сайте Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, собственно реестр малых предприятий.

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр МСП - получателей поддержки

Информационно-аналитическая система «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки» ведётся Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Промышленная эксплуатация реестра с возможностью публичного доступа к данным начата 19.07.2011.

С 1 августа 2016 года, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства возложено на ФНС РФ

Поиск в реестре малых предприятий ФНС РФ

Цель реестра по поиску субъектов малого предпринимательства - обеспечить персонифицированный учёт государственной поддержки, оказанной органами исполнительной власти Москвы по линии малого и среднего предпринимательства. Он содержит полные сведения о том, кому, в каком объеме и на каком основании оказывается помощь. В частности, реестр малых предприятий МСП содержит следующую информацию о получателях поддержки:

  • наименование органа, предоставившего поддержку;
  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • вид, форма и размер предоставленной поддержки;
  • срок оказания поддержки;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
  • информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Публичный доступ к реестру субъектов малого предпринимательства осуществляется через форму поиска на сайте ДНПиП. Поиск возможен как по наименованию получателя поддержки или его ИНН, так и по виду оказанной поддержки и календарному периоду. Информация выводится согласно выбранным поисковым параметрам для 50 последних принятых решений о поддержке. По истечении трех лет с даты окончания срока поддержки сведения из реестра исключаются.

Руководства