Тест а солженицын матренин двор. Презентация на тему "«Матрёнин двор» А.И. Солженицын". Фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Своя игра по повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Цель: выявить уровень знаний учащихся по литературе.

Задачи:

1) повысить интерес к урокам литературы;

2) развивать читательский вкус;

3) воспитывать терпимость, уважение к друг другу.

Портрет.

Топонимика.

Даты. Цифры.

Почемучка.

Тропы.

1. Портрет.

10. «Когда я вошёл в избу, она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.» (Матрёна).

20. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был едва виден… и только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». (Фаддей).

30. «Самодовольный, с жестоким лицом вышел…(тракторист).

40. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо…- как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором» (Матрёна)

2. Топонимика.

10. Назовите имя, отчество и фамилию главной героини повести.. (Матрёна Васильевна Григорьева).

20. Как называлось местечко, от одного названия которого веселела у рассказчика душа? (Высокое Поле)

40. В какой деревне поселился рассказчик? (Тальново).

50. Кто из великих русских писателей упоминается в повести? (Тургенев)

3. Даты. Цифры.

10. Сколько лет было Матрёне Васильевне? (60)

20. Как долго Матрёна Васильевна проработала в колхозе? (четверть века)

30. Сколько стала зарабатывать Матрёна Васильевна после того, как ей стали платить пенсию, и она стала получать от школы и от квартиранта? (рублей 80 пенсии, сто с лишком от школы и от квартиранта).

40. Назовите номер скорого поезда, который чуть с рельс не сошёл по вине людей, перевозивших горницу. (21)

50. «К избе прошли четверо в шинелях», но у скольких из них были железнодорожные шинели? (у двоих)

4. Почемучка.

10. Почему в 1956 году рассказчик наугад возвращался «просто в Россию»?

(«ни в одной точке её меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять».)

20. Почему Фаддей решил посетить учителя на дому? (просить за своего сына, который не хотел учиться).

30.Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

(«жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»)

40. Почему Матрёна решила воспитывать дочку Фаддея Киру? («гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрёна»)

50. Почему повесть называется «Матрёнин двор»?

5. Тропы.

10. «…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой» (эпитет)

20. «Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрёна принимала выражение или натянутое, или повышенно – суровое» (метафора)

30. « И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку» (сравнение)

40. «Вдруг услышал я несколько громких голосов на деревне» (инверсия)

50. «Прошёл час, другой. И третий» (парцелляция)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Предварительный просмотр:

Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

1.Первоначальное название рассказа : а) «Не стоит село без праведника» б) «Не стоит село без Матрены» в) «Матренины страдания» г)«Житие Матрены-праведницы»

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

3.Какая характеристика подходит для главной героини: а) «крестьянка 80 лет, безработная» б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза» в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная» г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»

а) «котята да козлята» б) «корова да теленок» в) «мыши да тараканы» г) «собака да овечка»

6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но « они не стояли »

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

Когда был написан рассказ « Матрёнин двор»? В 1959 году.

Оба эти рассказа были напечатаны в 1963 году в январском номере журнала «Новый мир». Что общего между рассказами А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка»?

Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского? Именно он дал ему такое название.

Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»? «Не стоит село без праведника».

Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна? Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны? Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…? Козе.

Чем кормила Матрёна своего жильца? «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? Работа.

Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньИ, а больше всего почему-то….» Поезда.

Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? Пропал котелок со святой водой.

Назовите полное имя Матрёны. Григорьева Матрёна Васильевна.

О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». О русской печке.

Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? Горницу.

Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? «Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне? Романсы Глинки.

Какую погоду называла Матрёна дуЕль? Метель.

«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите. «В ладах с совестью своей».

Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….» «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием (по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Вопросы к анализу произведения.
  1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
  2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
  3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
  4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
  5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
  6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
  7. Как проходит обычный день у Матрены?
  8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
  9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  11. Как относится Матрена к работе?
  12. Как используют ее труд окружающие люди?
  13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
  14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
  15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
  16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
  17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
  18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
  19. Почему Матрёне приходилось воровать?
  20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
  21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
  22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
  23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
  24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
  25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
  26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
  27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
  28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
  29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
  30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
  31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

угроза?

  1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
  2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
  3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
  4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
  5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
  6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

цитатой из текста.

  1. Почему читатель верит ей?
  2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
  3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
  4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
  5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
  6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
  7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
  8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
  9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

  1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
  2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
  3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
  4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
  5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

смысл.

  1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
  2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
  3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
  4. В чем смысл слова “праведник”?
  5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
  6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
  7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
  8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
  9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
  10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

праведниками?

  1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
  2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
  3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  4. Как русский характер понимает Солженицын?
  5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
  6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки

знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина

или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их

взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15.Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16. Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1. «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и

грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5. «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

«…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

«…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в

замусоленной книжке учётчика»?

«…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не

шевелилась почти»?

« Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то - поезда»?

Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу,

«по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

«…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что

видеть её больше не хотят…»?

«Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь

не в тюрьму, его в дом безумный»?

«…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил

в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?

« И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным

сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1. « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4. «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5. «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю».

6. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Ответы.

1. Общий раздел.

1. «Не стоит село без праведника». 2. А.Т.Твардовский. 3.1959. 4.1956.

5. 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7.Тальново. 8. Мечту о кондовой России.

9.В значении «старинный, исконный». 10. 1) Конкретное социально- историческое. 2)

Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком

христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11. Романсы

Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала

искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая

просветляет и преображает. 12. Нет. 13.Умерли один за другим шестеро детей, «не

гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям

бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с

презрительным сожалением». 14. С помощью работы, после которой Матрёна

становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость,

«спасительный круг». 16. Матрёна в принципе не может отказать в помощи

нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в

ожесточении…»

2. Чей это портрет

1.Матрёны. 2. Жены председателя. 3. Фаддея Григорьева. 4. Антошки Григорьева. 5.

Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1.Женщина, торговавшая молоком. 2.Матрёна. 3. Матрёна. 4. Матрёна. 5.Матрёна,

жена Фаддея. 6.Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7.Три сестры Матрёны. 8. Муж Киры.

9. Фаддей. 10.Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

Натяжной потолок