Налогообложение малого бизнеса. Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения Изменения налогов для малого бизнеса

В отличие от зарубежных стран в России отсутствует единая классификация хозяйствующих субъектов для целей налогообложения и налогового контроля, статистического наблюдения и международного анализа. Российское законодательство не содержит деления фирм на микропредприятия, малые и средние; в определении субъектов малого предпринимательства по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" отсутствует качественная характеристика деятельности предприятий, отражающая их масштабы. Налоговый кодекс РФ вообще не содержит упоминания о субъектах малого предпринимательства. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, как будто вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют иной круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по Федеральному закону от. 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ И наконец, статистическое наблюдение в РФ организовано лишь за субъектами малого предпринимательства, максимальная численность персонала которых - 100 человек, а значит, при сопоставлении с малым бизнесом ЕС или США в России фактически упускается из вида значительная группа средних предприятий с численностью работников от 100 до 250 (500) человек Дьячкина Л.А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом "Все для бухгалтера", 2007, N 4.

В литературе и средствах массовой информации часто обсуждаются тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства России и их незначительный налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ. Приводятся оценки Журналы "Двойная запись", "Законодательство и экономика", на сайтах: www.nta-nn.ru, www.rcsme.ru и др. что налоговые платежи малого предпринимательства составляют 10 - 15% консолидированного бюджета РФ, и эти данные сравниваются с более чем 50%-ным налоговым вкладом субъектов малого бизнеса в бюджеты стран ЕС. Но если в ЕС в группу анализируемых субъектов малого бизнеса, за которыми организуется статистическое наблюдение, входят предприятия с численностью до 250 человек, то в РФ невозможно достоверно определить налоговый вклад даже малых (по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) предприятий.

Налоговые органы ведут мониторинг и регулярно формируют сведения об участниках двух упомянутых специальных налоговых режимов. Их налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ действительно невелик, и за весь период существования спецрежимов в целом не превысил 1,3% или 0,3% от ВВП. Однако в точности оценить налоговый вклад субъектов малого предпринимательства, применяющих общий режим или уплачивающих налог с предпринимательского дохода физических лиц, не представляется возможным. Из-за отсутствия понятия малого предпринимательства в налоговом законодательстве учет налоговых доходов данной категории налогоплательщиков и основных показателей их деятельности в нашей стране не ведется, тем более что заявить о своем статусе - это ничего не дающее право, а не обязанность предпринимателей.

Фактически малому предпринимательству России доступны: классическая системы налогообложения (налог на прибыль и прочие налоги), упрощенная система налогообложения в виде ЕНВД и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Состояние налогообложения малого бизнеса в целом можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, с принятием части второй НК РФ окончательно закрепилась наметившаяся тенденция по отмене каких-либо льгот и переводу налоговых правоотношений исключительно в сферу действия НК РФ. Во-вторых, была утрачена взаимосвязь понятий малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения. До принятия гл. 25, 26.2 и 26.3 НК РФ Законы РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" учитывали положения Федерального закона 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", использовался единый понятийный аппарат. В-третьих, действующие редакции специальных налоговых режимов и гл. 25 НК РФ содержат множество неясных и противоречивых положений, которые провоцируют налогоплательщиков на сокрытие доходов, разработку (в том числе в СМИ) и использование теневых схем.

Вместе с тем налогообложение предпринимательства с принятием гл. 26.2 и 26.3 стало более льготным и лояльным. Каждый участник упрощенной системы налогообложения стал платить в среднем в 3 раза меньше налогов, а плательщики налога на вмененный доход - в 1,7 раза меньше.

Рассмотрим более подробно действующие системы налогообложения малых предприятий в РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные -- только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Специальные налоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Делая окончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность их использования.

Так, учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность за нарушения, которые были допущены в работе (ст. 87-94 гл. 4 ГК РФ).

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0:

Простая и быстрая регистрация предприятия;

Любой размер уставного капитала;

Возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;

Простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальных режимов или применяются несколько одновременно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей -- специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку) Артельных И. В. «ЕСХН: декларация изменилась» / / «Российский налоговый курьер». 2007. № 13-14.

Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) -- одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. . Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0.

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих налогов:

ООО -- налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;

ИП -- налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). .

Не имеют права применять данную систему:

Банки, страховщики, негосудар ственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;

Переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

Переведенные на ЕСХН.

Кроме того, на УСНО, согласно подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют право переходить организации:

Имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);

В которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;

Списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;

В которых стоимость основных средств (ОС) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). и нематериальных активов (НА) Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000», определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн руб.

К неудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению.

Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000»

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008). -- специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

Оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

Услуг общественного питания и розничной торговли;

Распространения или размещения наружной рекламы.

Существует возможность «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие ограничения: Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008).

Розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);

Оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).

Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.

Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом -- снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции -- довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения на основе патента -- модернизированный вид УСНО.

Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости -- не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть -- не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). , процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Преимущество данного подхода, несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеру годовой выручки, в том, что список видов деятельности с возможностью приобретения патента настолько обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малого предпринимательства. При этом условия работы с покупкой патента намного проще условий УСНО.

Так как возможность добровольного выбора организацией или ИП предусмотрена только для систем ЕСХН, УСНО и ее модернизированного варианта в виде патента для ИП, то и оптимизация может быть связана прежде всего с этими режимами.

Например, в Налоговом кодексе РФ до сих пор не установлено, что делать налогоплательщику, если он утратил право на применение УСНО по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, который гласит: «Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 (пункт, в котором перечислены лица, которые не в праве применять УСНО) и 4 (пункт об одновременном применении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям». Грудцына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо», 2006.

Например, в связи с началом осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, при которых субъект не вправе применять УСНО, в случае превышения численности и т. п.

Целесообразным представляется в этом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующего содержания: «В случае если налогоплательщик утратил право на применение УСНО, по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычную систему налогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права на применение УСНО налогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата права на применение УСНО».

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в случае использования специальных налоговых режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.

Необходимо отметить, что реальные налогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса.

Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом. Существующая в настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нуждается в серьезном реформировании. Действующий порядок определения налогооблагаемой базы не находит единого одобрения со стороны налогоплательщиков.

Положение можно исправить, создав максимально комфортные условия для развития малого бизнеса, который является основным источником налоговых поступлений в местные бюджеты.

Следует отметить справедливость мнения о том, что введение особого порядка налогообложения малых предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы. Однако в данном случае льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые как экономическими, так и институциональными причинами объективно меньшие возможности самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки. Исходя из этих соображений, представляется, что использование налоговых льгот для поощрения развития малого предпринимательства возможно, однако должно осуществляться крайне продуманно с тем, чтобы при их использовании минимизировать возможности уклонения от налогов.

Задача приспособления налоговой системы для малого бизнеса состоит не в том, чтобы заменить большинство из действующих налогов одним налогом, а в том, чтобы разработать упрощенные режимы уплаты налогов (включая и вмененный налог) и критерии, согласно которым предприятие попадает под действие этих режимов. При этом предприятия должны иметь возможность выбора между традиционной, упрощенной и вмененной системами.

Разумеется, добровольность применения упрощенного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе, которая была выбрана. Поскольку обратный переход к полному учету может осуществляться не только по желанию плательщика, но и в результате превышения критерия признания предприятия малым, нецелесообразно одновременно ограничивать возможность перехода на полный учет по выбору плательщика. Мы считаем, что имеет смысл предусмотреть ограничение на повторное применение упрощенной системы в течение определенного срока. А именно, если налогоплательщик применял упрощенную систему и перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения он имеет право только по прошествии 3-х лет после возвращения к общепринятому учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Кроме того, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат. Для установления минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности.

Под эффективностью функционирования системы ЕНВД для отдельных видов деятельности следует принять достижение максимума (или возможное стремление к нему) следующих параметров:

1. Снижение издержек ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности

2. Соответствие доходов вмененного и фактического (руководствуясь принципом нейтральности налоговой системы) в целях стремления к экономической эффективности.

Для оценки этих параметров предлагается использование соответствующей субъективной статистики. Источником статистических данных могут быть результаты опросов предприятий - налогоплательщиков ЕНВД.

В качестве объективного критерия эффективности функционирования системы ЕНВД предлагается рассмотрение следующих показателей (и их динамики):

1. Количество предприятий, осуществляющих виды деятельности, облагаемые единым налогом;

2. Натуральные и стоимостные оценки произведенной в результате осуществления облагаемых единым налогом видов деятельности продукции;

3. Два предыдущих показателя на душу 100 тысяч жителей (на душу населения);

4. Объем налоговых поступлений от взимания ЕНВД.

5. Доля налоговых поступлений от ЕНВД в муниципальных бюджетах.

Об эффективности функционирования системы ЕНВД следует судить по всей совокупности перечисленных показателей.

В целях создания прозрачной, однозначно воспринимаемой, единой и эффективной системы налогообложения в виде ЕНВД, в соответствии с рекомендациями МНС РФ, необходимо:

Уточнить порядок определения корректирующего коэффициента К2 в связи с различным подходом к установлению его значений законами субъектов РФ;

Уточнить перечень видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД;

Определить исчерпывающий, однозначно воспринимаемый и экономически обоснованный список особенностей ведения предпринимательской деятельности, учитываемых при определении коэффициента К2, подлежащих обязательному учету, по каждому виду предпринимательской деятельности;

Применять методику разбиения коэффициента К2 на составляющие (сомножители). При этом каждая составляющая должна соответствовать одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности и принимать значения от 0,01 до 1;

Введение единого порядка детализации видов экономической деятельности, а также особенностей ведения такой деятельности.

В настоящее время идет активная подготовка к изменению законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства. При этом, имеется в виду разделение малого предпринимательства по категориям в зависимости от экономических показателей деятельности, - на крупное, среднее и микро предприятие малого бизнеса. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства охватывает весь контингент малых предприятий и касается примерно 1 млн. предприятий, на которых работает около 8 млн. человек.

Действия Правительства Российской Федерации в сфере поддержки развития малого предпринимательства будут направлены на решение следующих основных задач:

Формирование стабильных нормативно - правовых условий функционирования малого предпринимательства;

Создание условий для инвестирования и кредитования малого предпринимательства на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий;

Упорядочение механизмов налогообложения и процедур учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

Защита малого бизнеса от антиконкурентных действий локальных монополий, включая муниципальные организации, на региональных рынках;

Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования;

Формирование рынка информационных, консультационных, научно - технологических и обучающих услуг для малых предприятий, в том числе оказываемых специализированными объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с использованием современных технологий.

На уровне предприятия в целях совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД необходима грамотная организация бухгалтерского и налогового учета, непрерывной мониторинг законодательства, оценка налоговых последствий сделок не только с точки зрения налогового, но и смежных отраслей законодательства. Эти меры позволят без каких-либо значительных затрат оптимизировать налоговые платежи и избежать при этом пеней и штрафных санкций.

Что налоговая нагрузка на малый бизнес должна оставаться на протяжении 4 лет на прежнем уровне. Однако, когда руководители компаний подсчитывают размер всех обязательных отчислений, картина сильно отличается от того, что говорит государство, объясняют эксперты. Налоговая ставка действительно не растет, но чиновники находят другие способы получать больше с предпринимателей. Разбираемся, как росла реальная налоговая нагрузка в последнее время и как она увеличится в 2017 году.

Чиновники регулярно вводят квазиналоги. Формально это не налоги, потому что их нет в Налоговом кодексе. Но на самом деле любой обязательный платёж, например, можно расценивать как налог, пояснил Inc. партнер юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Много чего пытаются ввести - безусловно, это неконтролируемый рост, даже непрогнозируемый», - уверен юрист. Помимо квазиналогов повышаются прямые налоги, ликвидируются льготы или используются более креативные методы.

Прямой рост налога

С 2017 года повысились акцизы на дизельное топливо - с 5,3 тысяч до 6,8 тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин тоже повышали, но немного раньше. С 1 апреля прошлого года он вырос на 1 рубль за литр - до 10 130 рублей за тонну. В начале января на рост цен уже начали жаловаться. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой остановить рост цен на бензин в регионе. «С 1 января в регионах Сибири вновь выросла стоимость всех видов бензина - в среднем на 20 копеек за литр. В Кузбассе она составляет порядка 34 рублей», - сообщили в пресс-службе обладминистрации. На прошлой неделе повышение цен ощутили и в Москве. Например, «Лукойл» поднял цены на бензин на 20 копеек, а на АЗС под брендом ВР топливо подорожало на 10-30 копеек.

Подорожают и алкоголь с сигаретами. Специфическая часть акциза на сигареты поднялась с 1 тысячи 250 рублей до 1 тысячи 562 рублей за тысячу пачек, а адвалорная (ее платят производители с продукции стоимостью выше 71,7 рубля за пачку) - с 12 до 14,5% от стоимости, хотя производители (JTI, «BAT Россия», Philip Morris International) просили сохранить её на уровне 13%. При этом специфическую часть планируют повышать каждый год в течение трёх лет на 10%. За это время сигареты подорожают примерно на 20%. Выросла ставка акцизов всех видов табака - до 2 520 рублей за килограмм. Кроме того, акцизом теперь облагаются электронные сигареты (ставка 40 рублей за штуку), жидкость для них (10 рублей за 1 мл) и нагреваемый табак (4 800 рублей за кг).

Повышать акцизы на игристые и обычные вина, которые произвели из российского сырья, не стали. Размер остался неизменным - 5 рублей за литр. Но акциз на импортное вино увеличили в два раза - до 18 рублей за литр, а на шампанское - с 26 до 36 рублей. Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху (даже российские) вырастут с 9 до 21 рубля за литр до 2019 года. Акцизы на алкогольные напитки ниже 9% поднялись с 400 до 418 рублей за литр, а выше - с 500 до 523 рублей. Эксперты считают, что изменения слабо скажутся на цене импортных классических вин, но крепкий алкоголь и шампанское должны заметно подорожать.

Акцизный сбор с производителей пива и пивных напитков с долей содержания этилового спирта от 0,5% до 8,6% составлял в 2016 году 20 рублей за 1 литр, в 2017 году - уже 21 рубль. За более крепкое пиво и пивные напитки в 2016 году платили 37 рублей за литр, а в 2017-м - 39 рублей за литр.

Опрошенные Inc. эксперты считают одним из важнейших нововведений - ограничение возможности учитывать в прибыли убытки. Сейчас налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет не более чем на 50%. Раньше компании могли вычитать из прибыли все убытки и годами не платить налог на прибыль. Теперь же, если убытки составляют миллиард рублей, а прибыль - 200 миллионов, можно уменьшить прибыль на убытки, но не более, чем на 100 миллионов. «Из-за ограничений при списании убытков люди по сути должны платить налог с еще несуществующей прибыли», - сетует в разговоре с Inc. руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

С 2017 года также увеличилась максимальная ставка торгового сбора для компаний, занимающихся организацией розничных рынков. Теперь она составляет 680,35 рублей за 1 квадратный метр с учётом коэффициента 1,237 вместо 634,70 руб. с коэффициентом 1,154. По словам старшего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Семёна Янкевича, сбор платят все, кто занимается торговлей и использует соответствующие объекты: магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки. Пока его ввели только в Москве. «Ежеквартальные ставки за осуществление торговли через объекты стационарной торговой сети в зависимости от района варьируются от 21 до 81 тысяч рублей», - заключил эксперт.


Налоги повышают и не трогая их официально. «С 2015 года был расширен перечень объектов имущества, по которым налог определяется как кадастровая стоимость. Это влечёт за собой увеличение налогового бремени в десятки раз», - сказал Inc. Янкевич из Института законодательства. Чиновники решили постепенно, вплоть до 2020 года, переходить с инвентаризационной и остаточной на кадастровую стоимость недвижимости. В 2015 году налог рассчитывался как 20% платежа исходя из кадастровой стоимости и 80% - из инвентаризационной, в 2016 году пропорция составила уже 40 на 60%.

Налог с кадастровой стоимости недвижимости в этом году начали платить ещё 9 регионов, теперь его взимают в 71 регионе страны (почти везде). Ставку устанавливают местные власти, в некоторых субъектах она выросла при потолке в 2%. По словамКостальгина из Taxadvisor, государство зачастую завышает кадастровую стоимость. Оспорить её можно только в региональных комиссиях и в суде. Раньше налог можно было пересчитать только в случае технической ошибки, которую допустил орган кадастрового учета, но теперь вид ошибки не имеет значения.

Ревизия льгот


С движимым имуществом тоже изменения. Раньше, если его ввели в эксплуатацию после 2013 года, владелец освобождался от налога - это была федеральная модернизационная льгота. Но с 2018 года она может исчезнуть. Теперь субъекты сами решают, оставлять её или нет. А во времена, когда регионы сталкиваются с бюджетными проблемами, вряд ли они откажутся от дополнительного дохода, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

В качестве налоговой ревизии Зарипов из «Пепеляев групп» приводит в пример также постепенную отмену льгот на инфраструктурное имущество (например, газопроводы и линии электропередачи). «Это решение принято несколько лет назад. Льгота отменяется путём постепенного повышения ставки - до 2%», - пояснил эксперт. По его словам, льготы будут либо отменяться, либо ограничиваться. «Это долгосрочный процесс, но начало уже положено», - заключил Зарипов.

Квазиналоги

К квазиналогам относятся утилизационный и экологический сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам («Платон»), платная парковка, ввозная и вывозная таможенные пошлины. Бизнеса касаются и сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов, если офис, хостел или магазин находится в жилом доме или у предприятия на балансе есть квартира.


К лету тарифы «Платона» могут удвоить , несмотря на то, что Минэкономразвития предлагало оставить льготный тариф до конца следующего года. Чтобы избежать двойного налогообложения, владельцам большегрузов разрешили уменьшать транспортный налог на сумму платы в систему «Платон». Сам транспортный налог не изменился.

Коллекторам 2017 год доставил немало хлопот. Рынок коллекторских агентств, по ожиданиям, существенно из-за вступившего в силу закона, регулирующего их деятельность. Также появилась регистрационная госпошлина 100 000 рублей, рассказал Inc. генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Плюс теперь коллекторы обязаны страховать ответственность перед должниками, страховая сумма по такому полису должна составлять минимум 10 млн рублей.

С прошлого года застройщики платят дополнительные обязательные взносы. Правительство распорядилось создать специальный фонд для того, чтобы защитить дольщиков, обязательства перед которыми не выполняют застройщики. Пока размер отчислений не может превышать 1% от планируемой стоимости строительства дома.

К квазиналогам относятся и страховые взносы, объясняет заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения Илья Кучеров. По его словам, в отличие от налогов, страховые взносы возмездны. «Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством», - пишет эксперт. В этом году страховые взносы сохранились: предприниматели за своих сотрудников столько же, сколько и в 2016 году. Однако фиксированные взносы для ИП выросли из-за роста минимального размеры оплаты труда - с июля он составляет 7 тысяч 500 рублей вместо 6 тысяч 204 рублей. Общая сумма отчислений индивидуальных предпринимателей по итогам 2017 года составит 27 990 рублей. В ближайшем будущем, возможно, неплательщиков страховых взносов смогут привлечь к уголовной ответственности, соответствующий законопроект должна рассмотреть во втором чтении Госдума.

Чиновники предлагают бизнесу платить и другие квазиналоги - плата за , курортный сбор в отдельных регионах, отчисления с букмекеров и тотализаторов в фонд спорта, взносы в Фонд социального страхования от возможного банкротства работодателя, плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами.

Другие изменения

Есть и хорошие новости. Большинство индивидуальных предпринимателей пользуются упрощённой системой налогообложения (УСН). С этого года общая система для малого бизнеса перестала быть невыгодной - если доход ИП составил менее 2 млн. рублей за квартал, он освобождается от уплаты НДС. По словам специалиста по налоговому праву Янкевича, самой выгодной системой всё равно остаётся УСН - все налоги в одном платеже. «Это выгоднее и с экономической точки зрения, и бюрократической нагрузки на малый бизнес. Плюс с освобождением от НДС чуть больше бумажной волокиты», - заключил эксперт.

В 2016 году можно было работать на «упрощёнке», если годовой доход компании не превышает 79 млн 740 тысяч рублей. Лимит увеличили до 150 млн. Кроме того, теперь закон разрешает предпринимателям уменьшать налог по УСН и ЕНВД на сверхлимитные страховые взносы (которые бизнес платит с доходов выше 300 000 рублей).

Читайте нас в

Малые предприятия не имеют больших производственных и реализационных объемов. Тем не менее они вносят существенный вклад в доходы бюджета. Это обусловлено тем количеством, в котором они представлены на рынке. По последним данным, в стране работает порядка 5-ти млн ПБЮЛ и 282 компании, численность штата в которых 15-100 человек. Более всего распространены предприятия торговли и сервиса. Рассмотрим далее особенности налогообложения малого бизнеса.

Общие сведения

Законопроект о налогообложении малого бизнеса предусматривает определенные послабления для небольших предприятий. Это обусловлено тем, что на первоначальных этапах своей деятельности таким компаниям и ИП сложно нести бремя в полном объеме ввиду небольшого объема реализации и производства. Как правило, граждане создают предприятие с использованием собственных средств. Они рискуют своими деньгами и личным имуществом при вхождении на рынок. Закон о налогообложении малого бизнеса учитывает сложность развития, принимает во внимание тот факт, что до получения первой прибыли должно пройти определенное время. Поэтому для таких предприятий предусматриваются определенные льготы.

Режим вмененного платежа

Для этой системы налогообложения малого бизнеса характерна простота при расчете. Этот режим используется в тех случаях, когда доход предпринимателя сложно контролировать. Суть его состоит в том, что его взимают с предприятия в форме фиксированного платежа за конкретный период. Им может быть, например, год. Муниципальная или государственная власть, учитывая средний прогнозируемый доход для определенного вида деятельности, предлагают выплатить рассчитанный налог авансом. После внесения платежа, хозяйствующий субъект будет считаться надлежащим плательщиком до следующего периода. В ряде случаев вмененное налогообложение малого бизнеса предполагает использование корректирующих коэффициентов. С их помощью власть пытается сделать платежи более адекватными и справедливыми. Базовую ставку умножают на повышающий или понижающий коэффициент. Он будет зависеть от вида деятельности, местоположения, клиентского потока, инфраструктуры и ряда других факторов.

Отчисление с прибыли

Это далеко не новое налогообложение малого бизнеса. Отчисление с дохода предполагает справедливое разделение прибыли между предпринимателем и государством по установленной ставке. Соответственно, чем больше поступлений будет у предприятия, тем больше он отдаст в бюджет. В отечественной практике установлена ставка в 13%. Она соответствует той, что установлена для сбора подоходного налога с физлиц. Так как ИП, выступая в качестве владельцев бизнеса, вправе привлекать к деятельности предприятия работников по найму, то они должны также самостоятельно рассчитывать и выплачивать за них обязательные суммы. Индивидуальным предпринимателям можно получать профессиональные вычеты в сумме осуществленных ими расходов. Такие затраты должны официально подтверждаться документами и касаться непосредственного извлечения прибыли. На вычеты можно рассчитывать только после госрегистрации в качестве ИП.

Налог на имущество

Его выплачивают владельцы сооружений, гаражей, офисов, жилых домов, производственных помещений. Ставки формируются в органах местной власти с учетом рыночной стоимости объектов, вида их использования и прочих критериев. Упрощенное налогообложение малого бизнеса исключает необходимость отчислять суммы с имущества, которое непосредственно участвует в предпринимательской деятельности, если выплачивается ЕНВД.

НДС

Стоимость продукта на разных стадиях технологического и реализационного процесса постепенно повышается. Суть НДС заключается в том, чтобы на каждом таком этапе с предпринимателя взимались определенные платежи. Для индивидуальных предпринимателей это сравнительно новое налогообложение малого бизнеса. Оно действует для них с 1-го января 2001-го года. До этого момента НДС вменялось только коллективным предпринимателям - предприятиям. Сумма НДС включается в конечную стоимость продукта, по которой его приобретает потребитель. Законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС для ИП. Документом-основанием, дающим такое право, выступает счет-фактура. Те, кто выплачивает ЕНВД, отчисляют НДС только при ввозе продукции на таможенную территорию РФ.

Отчисления с продаж

Они составляют косвенное налогообложение малого бизнеса. Суть этих отчислений в том, что при заключении каждой сделки купли-продажи государство взимает определенный процент. Соответственно, чем больше потребитель приобретает товаров, тем больше сумма выплаты.

ЕСН

Для реализации права пользоваться системами государственного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения, предприниматель и его работники должны отчислять определенные суммы в соответствующие фонды. Эти платежи включены в категорию обязательных. Это налогообложение малого бизнеса предполагает отчисления с различных вознаграждений, положенных физлицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в которых предметом является исполнение работы, оказание услуги, а также авторскими соглашениями. В качестве исключения выступают вознаграждения, положенные индивидуальным предпринимателям. Взносы перечисляются в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, суммы удерживаются с доходов предпринимательской деятельности за минусом расходов, которые связаны с их получением. С суммы, направляемой в Фонд соцстраха, такие субъекты налог не выплачивают.

Транспорт

С него также выплачивается налог. Соответствующие суммы отчисляются в региональный бюджет. На уровне субъекта устанавливается ставка транспортного налога в рамках НК, сроки и порядок выплаты, льготы и основания для их применения, форма отчетности. Тарифы рассчитываются в соответствии с мощностью двигателя, категории ТС.

Земля

Она выступает в качестве одного из производственных факторов. Государство устанавливает земельный налог по принципу прямой пропорции. То есть, чем больше ресурсов используется, тем выше плата. В качестве плательщиков выступают физлица, имеющие землю в собственности, пользовании, владении. Ставка определяется местными органами власти.

Любая деятельность человечества, приносящая доход, в современном мире облагается теми или иными взносами в пользу государства. Малое предпринимательство – не исключение. Но во всех странах налогообложение малого бизнеса имеет особенности, целью которых является развитие деятельности малых предприятий в тех или иных сферах путем предоставления условий и налоговых ставок, которые отличаются от общих в стране налоговых норм для бизнеса.

Что такое малый бизнес?

Прежде чем рассматривать налогообложение малого и среднего бизнеса, уточним, какой бизнес считается малым. Это индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. Предельный размер выручки от реализации товаров (без учета НДС):
    • малые – до 400 млн рублей.
    • средние — до 1000 млн рублей.
  2. Численность работников:
    • малые – до 100 человек.
    • средние — от 101 до 250 человек.
  3. Доля участия учредителей-юридических лиц – не более 25%.

Системы налогообложения в России

В целом режимы налогообложения в России разделяются на общий и несколько специальных. По умолчанию, если вновь открывшееся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выбирает режим самостоятельно, уведомив об этом налоговую инспекцию, то к нему применяется общий режим. Общая система налогообложения малого бизнеса не имеет никаких особенностей. Организацией будут выплачиваться все федеральные налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • водный налог, налоги на добычу полезных ископаемых, за пользование природными ресурсами (объекты животного мира и водных биологических ресурсов).

Индивидуальный предприниматель на ОСНО выплачивает следующие федеральные налоги:

  • НДФЛ (13%) за себя и работников (если есть);
  • НДС (размер зависит от вида товара или услуги, 10% или 18%);
  • страховые взносы за работников (26% от суммы зарплаты работников);
  • фиксированные взносы за себя (в 2013 году сумма составляет 35 664,66 рублей). Эти же взносы выплачиваются и при применении специальных режимов.

Помимо федеральных существуют налоги региональные:

  • транспортный;
  • на имущество;
  • на игорный бизнес.

Наконец, есть еще местные налоги на землю и имущество физических лиц. С полным перечнем налогов можно ознакомиться в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Более того, на ОСНО организация обязана вести налоговый и бухгалтерский учет в полной мере в соответствии с законодательством. Разумеется, для малого предприятия налоговое бремя ОСНО может оказаться непосильным. Поэтому предусмотрена система налогообложения малого бизнеса, включающая специальные режимы, которые освобождают малый бизнес от некоторых видов налогов. Рассмотрим вкратце каждый из режимов.

УСН

Упрощенная система налогообложения. Разрешается к применению только организациям с доходами не более 20 млн рублей в год, численностью работников не более 100, а также стоимостью имущества не более 100 млн. Данный режим заменяет НДС, а также налоги на имущество и прибыль единым налогом. Однако здесь есть исключения, перечень которых можно найти в Налоговом кодексе (статьи 174, 224, 284, 346 и некоторые другие). Облагаться налогом могут общие доходы (6%) или разница доходов и расходов (15%). При переходе на УСН допустимо выбрать только один вариант.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход. Ранее режим был обязательным при определенных видах деятельности (они указаны в п.2 статьи 346.26 НК), которые велись в тех регионах, где был введен ЕНВД, но с 2013 года стал добровольным. При его применении организации выплачивают:

  • ЕНВД (налогом облагается не фактическая прибыль, а потенциальный, то есть вмененный доход);
  • НДФЛ (из заработной платы работников);
  • взносы в ФСС (с выплат работникам).

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог. Соответственно, применим только к сельскохозяйственным производителям, да и то не ко всем. Предприятие должно заниматься именно производством, переработка продуктов не попадает под данный режим. Кроме того, для подачи заявления с целью перехода на этот режим, доля дохода, полученного от продажи товаров самостоятельного производства за последний год, должна быть более 70%. Режим предусматривает уплату следующих налогов:

  • ЕСХН;
  • НДФЛ, пенсионные взносы и взносы в ФСС с заработной платы работников.

Патентная система

Применима только для ИП. Суть состоит в том, что предприниматель приобретает так называемый патент на определенную деятельность (допустимо всего 69 видов деятельности, перечень которых указан в п. 2 статьи 346.25.1 НК) и на конкретный промежуток времени (не более одного календарного года). Получив патент, ИП платит 6% от потенциального дохода. Потенциально возможный доход устанавливается налоговыми органами субъектов РФ. В рамках данного режима ИП освобожден от налога на имущество, НДФЛ и НДС. Более того, сумма патента может уменьшаться на сумму страховых взносов, однако не более чем на 50%. Для работы на патентной системе необходима строгая финансовая дисциплина. Счета-фактуры, чеки и прочая документация должны быть в наличии и учитываться. Понятно, что не для всех ИП это возможно. Чтобы понять, насколько режим выгоден, стоит самостоятельно подсчитать свои потенциальные доходы и налоги и сравнить с теми, которые установлены государством.

Неприятные нюансы специальных режимов

Несмотря на все выгоды, которые предоставлены специальными режимами, есть и неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Например, освобождение от НДС создает препоны в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса ввиду возникновения сложностей с отчетностью. Или, касаемо ЕСХН, если по итогам года выясняется, что нарушены условия применения ЕСХН, придется пересчитать налоги в соответствии с ОСНО, да еще и заплатить пеню за несвоевременную уплату. Кроме того, несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, тем не менее, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые непременно нужно изучить и соблюдать во избежание штрафных санкций и других проблем

Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными. Масса перспективных идей зарубается на корню, когда будущий предприниматель начинает считать, сколько придется отдать государству, причем еще до того, как появится стабильный доход. Налогообложение малого бизнеса в России вообще развивается крайне неравномерно и непоследовательно. К примеру, для бизнеса в инновационных, научных и технических сферах предусмотрены существенные льготы. Но такой вид деятельности очень сложно начать, а потому на общую картину налогообложения он никак не влияет. В остальном же мы имеем следующее:

  • Непостоянство политики в налоговой сфере. Постоянные изменения, обновления и усложнения, причина введения которых непонятна.
  • Размеры взносов и налогов, оплачивать которые многим новичкам просто не из чего. Например, налог с прибыли за каждого нанятого сотрудника.
  • Оставляет желать лучшего организация работы налоговых учреждений и ведомств.
  • Сложность ведения отчетности на фоне постоянно меняющегося законодательства. Начинающий предприниматель сталкивается с тем, что его знаний не хватает, а ошибки в составлении отчетности грозят штрафами. Приходится обращаться к специалистам. В итоге бывает так, что доходов еще нет, а затраты на ведение учета уже стали постоянной статьей расходов.
  • Наконец, в 2013 году в два раза увеличился размер взносов в ПФР, которые, как известно, должны вносить все зарегистрированные предприниматели, независимо от того, ведут они деятельность или нет.

Иначе говоря, если в других странах налоговая нагрузка на новичков в бизнесе снижена, то наше государство сегодня создало такие условия, в которых начинать свое дело, не имея больших накоплений, крайне рискованно и затратно. Но, как говорится, кто ищет, тот найдет пути для развития. Напоследок отметим, что данная статья является обзорной. При выборе того или иного режима следует тщательно изучить все условия, налоговые ставки и размеры взносов. Они могут варьироваться в зависимости от количества работников, размера их заработной платы, вида деятельности предприятия и многих других факторов.

С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции

Фото: Владимир Горовых / РИА Новости

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.

Руководства