Всемирная торговая организация (ВТО). Секция "инженерные проблемы стабильности и конверсии" российской инженерной академии Вто данные статистики по годам

Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила ВТО

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:
  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура Всемирной торговой организации

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:
  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.

Крылатые ракеты (КР), безусловно, являются мощной системой вооружения, однако они не отменяют пилотируемую авиацию и не могут в полной мере ее заменить. Оперативная ниша КР в системе вооружения – борьба с целями, хорошо защищенными в противовоздушном отношении, подавление систем ПВО и управления войсками на отдельных направлениях. Опыт боевого применения КР США и анализ возможностей существующих и перспективных систем ПВО свидетельствуют, что создание эффективной системы противодействия этому оружию вполне возможно.

В системе современных вооружений армий передовых стран мира высокоточному ракетному оружию придается ключевое значение. Особое место отводится крылатым ракетам большой дальности действия, предназначенным для поражения наземных целей, таким как американские «Томахок» различных модификаций. Именно эти ракеты, запускаемые как с морских, так и с воздушных носителей, играли ключевую роль в решении задач прорыва ПВО противника, завоевания господства в воздухе, дезорганизации систем государственного и военного управления, разрушения систем базирования и коммуникаций противника путем уничтожения важнейших элементов этих систем.

Значение этого вида вооружений в системе средств воздушного нападения постоянно возрастает, особенно в связи с повышением возможностей средств ПВО и стремлением сократить потери личного состава ВВС. В этой связи объективная оценка возможностей КР весьма важна, поскольку как недооценка, так и переоценка противника одинаково опасны.

Крылатые ракеты в войне

В военных конфликтах последнего времени: Ирак – 1991 года, Югославия – 1998-го, Афганистан – 2001-го, Ирак – 2003-го, Ливия – 2012-го крылатым ракетам отводилась главная роль, особенно на первых этапах боевых действий. Причем количество пусков измерялось сотнями.

Данные ракеты использовались для первого удара по средствам ПВО, системам управления и связи, ЗРК большой дальности, важным объектам государственного и военного управления. Агрессору в результате таких ударов удавалось подавить систему воздушного направления и зонального огневого прикрытия систем ПВО на направлении главного удара в воздушных наступательных операциях, нарушить управление войсками, дезорганизовать сопротивление.

Первой широкомасштабной военной операцией, в которой массово применялись современные КР, была «Буря в пустыне». Интенсивность их использования постоянно менялась по мере выявления преимуществ данного вида оружия перед другими. Так, в ходе первых четырех суток операции на долю КР пришлось 16 процентов ударов. Однако уже через два месяца кампании этот показатель составил 55 процентов общего числа всех наносимых воздушных ударов (причем 80 процентов пусков пришлось на КРМБ). С надводных кораблей и подводных лодок было выполнено 297 пусков, из которых 282 ракеты поразили назначенные цели при шести отказах по техническим причинам после пуска и девять ракет не вышли из пусковых установок. Таким образом, по официальным данным, успешность пусков была близка к 100 процентам. Однако не исключено, что объявляемая публично высокая эффективность является пропагандистским давлением на потенциального противника.

Применение ракет в первых ударах практически исключило потери пилотируемой авиации на последующих этапах операции. Таким образом, КР проявили свои преимущества как оружие первого удара на начальной стадии конфликта.

Однако были отмечены и недостатки: длительность подготовки полетного задания (до 80 часов); сложности с выбором маршрута полета, так как в специфических условиях местности Ирака (недостаточно пересеченной с отсутствием заметных ориентиров) ограничивались возможности маневра траекторией; низкая эффективность при поражении подвижных целей.

Исходя из выводов, сделанных специалистами МО США, с 1993 года начались работы по совершенствованию ТТХ КР. Вскоре стали поступать на вооружение новые модификации (Block III), оснащенные спутниковой навигационной системой GPS, использование которой позволило существенно сократить время подготовки полетного задания.

Опыт 1991 года учли во время операции 1998-го «Лиса в пустыне», где применялись новые модификации ракет повышенной эффективности, что позволило сократить их расход. Так, было выпущено 370 КР (13 не поразили цели по техническим причинам). Следует отметить, что в этот период ПВО Ирака была дезорганизована и реального сопротивления фактически не последовало.

Аналогичный характер имело применение КР против Ирака и в 2003 году, когда в ходе операции «Шок и трепет» было использовано около 700 КР. Активно применялись КР в ходе агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Для участия в боевых действиях была создана мощная группировка ВМС и ВВС, насчитывавшая на первом этапе 49 боевых кораблей (в том числе три авианосца) и 550 самолетов.

В ходе операции объединенные вооруженные силы НАТО в течение двух суток нанесли два массированных ракетных авиационных удара (МРАУ), каждый продолжительностью более трех часов. При этом изменилось оперативное построение сил в ударах с выделением отдельного эшелона крылатых ракет. В ходе первых ударов применено более 200 КР, из которых намеченные объекты поразили 65 процентов ракет (по расчетам этот показатель должен быть не менее 80 процентов), 10 ракет сбито и шесть уведено от цели. Это говорит о том, что активными действиями ПВО, маскировкой, маневрированием обороняющаяся сторона способна снизить эффективность действий противника, имеющего подавляющее численное и техническое превосходство.

Однако необходимо отметить, что несмотря на некоторое снижение результативности, цели ударов были достигнуты. В течение первой фазы операции поражено 72 объекта, из которых 52 – военные.

В связи с активным противодействием ВС Югославии НАТО сочло необходимым усилить свою группировку до 57 кораблей (четыре авианосца). В ходе дальнейших боевых действий удары были нанесены по 130 объектам, из которых 40 процентов являлись гражданскими.

В целом из более чем 700 КР, выпущенных по объектам Югославии, до 70 процентов использовались для поражения стационарных объектов, а около 30 процентов – по государственно-административным и промышленным объектам. Около 40 КР было сбито и 17 уведено. В сутки реально поражалось до 30 объектов. В итоге воздушных операций НАТО захватило полное господство в воздухе, дезорганизовав ПВО Югославии, что в конечном итоге привело к достижению поставленных политических целей.

В Афганистане было применено около 600 КР, что явно избыточно и, по-видимому, носило характер мести и устрашения. Целей, «достойных» такого количества ракет, в Афганистане не было, отсутствовали ПВО, система воздушного наблюдения, авиация, система связи и т. п. Поэтому операцию «Несгибаемая свобода» можно охарактеризовать как широкомасштабные учения в обстановке, приближенной к боевой, завершившиеся боевыми стрельбами.

В Ливии в ходе первого удара применено 112 КР, которыми уничтожено 20 из 22 объектов первого удара.

Эффективность

Как правило, во всех конфликтах КР применялись для поражения конкретных точечных объектов, уничтожением которых достигалось нарушение функционирования сложных структурно организованных на определенной площади объектов и систем. Для поражения каждого такого точечного объекта с требуемой надежностью выделялось от одной-двух до трех-четырех КР в зависимости от конструкции и размера этого объекта и степени его защищенности средствами ПВО.

Количество поражаемых элементов в структуре военных и государственных объектов существенно различается. Так, относительно простые, такие как радиолокационные посты, зенитные ракетные комплексы, мосты, отдельные объекты энергетической инфраструктуры, могли быть выведены из строя или уничтожены поражением одного-двух элементарных точечных объектов из своей структуры.

Более сложные строения, такие как командные пункты, узлы связи, аэродромы, зенитные ракетные комплексы, крупные объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, требовали для вывода из строя (уничтожения) поражения трех-пяти элементарных точечных объектов из своей структуры.

Крупные промышленные предприятия, военные базы и иные объекты военного и гражданского назначения, имеющие в своем составе большое количество сооружений, зданий, коммуникаций и других элементов, могут быть выведены из строя или разрушены поражением уже 10 и более точечных объектов.

Таким образом, для поражения (вывода из строя) значимых объектов военного или гражданского назначения при отсутствии или слабой ПВО требуется расход от двух – четырех ракет, для поражения относительно простых объектов – до шести – десяти и большее количество ракет – для уничтожения сложных объектов.

А при наличии организованной ПВО, даже построенной на основе устаревших средств, потребный наряд возрастает в 1,3–1,5 раза, достигая трех – шести ракет для поражения относительно простых объектов и 10–15 – более сложных.

Значит, даже при отсутствии эффективной ПВО количественные возможности по поражению оперативно важных объектов КР относительно невелики – при типовом расходе 500–700 КР от 50–60 до 120–170 объектов в зависимости от их типа. В случае же прикрытия системой ПВО даже с ограниченными возможностями противодействия КР расчетное количество пораженных целей сократится до 30–40 и 80–120 соответственно.

То есть только с использованием КР решить стратегические задачи невозможно, поскольку количество объектов, которые необходимо поразить для этого, даже в относительно слабо развитых государствах может достигать 500–600 и более. Их необходимо применять в комплексе с пилотируемой авиацией, ориентируя на выполнение специфических задач, которые не может решить пилотируемая авиация или ее применение для реализации таких задач будет сопровождаться неприемлемыми потерями.

Оценивая возможности ПВО по борьбе с КР по опыту прошедших военных конфликтов, можно констатировать, что имевшиеся на вооружении стран – жертв агрессии устаревшие ЗРК большой и средней дальности не смогли поражать КР. Основные причины этого – их неспособность уничтожать маловысотные воздушные цели с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), а также стремление агрессора обойти районы дислокации ЗРК, не допуская входа своих КР в зону поражения ЗРК.

Основным средством борьбы с КР стали зенитные огневые средства малой дальности из системы объектовой обороны, прежде всего зенитные артиллерийские системы. Достигнутую ими вероятность поражения КР в четыре – шесть процентов (по опыту войны в Югославии), учитывая тот факт, что это были устаревшие образцы, не имеющие современных систем управления огнем, можно признать достаточно высокой. Это может быть свидетельством того, что именно объектовая система ПВО, основанная на современных средствах малой дальности, может стать эффективным инструментом борьбы с КР.

Так, если система объектовой ПВО будет оснащена такими комплексами, как «Панцирь-С», «Тор» и им подобные, а также мобильными ЗРК средней дальности, способными бороться с КР, тогда при наличии минимально необходимого маловысотного поля радиолокационного наблюдения обеспечить требуемую надежность прикрытия от КР наиболее важных объектов будет вполне возможно, особенно если в эту систему будут включены соответствующие средства РЭБ, способные подавить систему управления КР.

Эффективность радиоэлектронного противодействия КР оказалась сопоставимой по эффективности с огневыми средствами объектовой ПВО, что позволило по опыту Югославии увести от цели около 2,5 процента КР. В оперативном отношении это, конечно, незначительный результат. Однако учитывая отсутствие на вооружении югославской армии средств радиоэлектронного противодействия системе управления КР, его следует признать неплохим, дающим основания рассчитывать на оперативно значимый эффект при использовании современных, специализированных для борьбы с КР средств РЭБ.

Важной особенностью применения КР является достаточно большой размах залпа в районе цели, что обусловлено движением ракет залпа по индивидуальным траекториям. Обеспечить подход к цели ракет с интервалом менее продолжительного цикла стрельбы зенитных огневых средств весьма сложно. То есть фактически ракеты подходят к цели поодиночке, изредка малыми группами по две ракеты. Это создает благоприятные условия для отражения ударов КР, особенно зенитными огневыми средствами с малым циклом стрельбы.

Движение КР по индивидуальным траекториям в обход зон ПВО осложняет их прикрытие средствами РЭБ как на маршруте полета, так и в районе цели, что в определенной мере облегчает борьбу с ними для зенитных огневых средств.

Из анализа опыта применения КР США с учетом перспектив их развития можно сделать ряд выводов.

КР, безусловно, являются мощной системой вооружения, однако они не отменяют пилотируемую авиацию и не могут в полной мере ее заменить. Ее оперативная ниша в системе вооружения – борьба с целями, хорошо защищенными в противовоздушном отношении, подавление систем ПВО и управления войсками на отдельных направлениях.

Задача разгрома группировки ВС противника, подрыва его экономического потенциала с опорой преимущественно на КР в обычном оснащении даже в среднесрочной перспективе неразрешима в силу огромного потребного расхода этого оружия (экономически нецелесообразно), для доставки которого нет достаточного количества носителей.

В числе важнейших сильных сторон этого оружия, вытекающих из опыта его применения, можно отметить высокую скрытность по сравнению с другими средствами воздушного нападения (СВН), большую дальность стрельбы, которая практически исключает потери личного состава, отличную точность попадания в цель, обеспечивающую надежность поражения цели (при достижении ракетой цели) и минимизирующую побочные разрушения.

К слабым сторонам этого оружия, облегчающим борьбу с ним, можно отнести низкую скорость полета, большой размах залпа в районе цели, сложности с прикрытием коллективными средствами РЭБ.

Кроме этого, длительный цикл ввода и корректуры полетных заданий этих ракет (составляет от часа-полутора для ракет, у которых такая коррекция возможна в полете, до десяти и более часов, у которых такой возможности нет) позволяет их применять (по крайней мере на ближайшую перспективу) против стационарных или маломаневренных объектов.

Что можно противопоставить крылатой угрозе

Опыт боевого применения КР, несмотря на демонстрацию этим оружием исключительно высокой эффективности, свидетельствует о том, что с ним можно действенно бороться, если создавать систему ПВО с учетом их сильных и слабых сторон.

Во-первых, целесообразно стремиться строить систему ПВО с опорой преимущественно на маневренные силы и средства. Их смена позиций хотя бы раз в два-три часа позволит резко (в разы) снизить вероятность их поражения КР.

Во-вторых, организовать оперативные рубежи борьбы с КР на основе сплошного низковысотного радиолокационного поля, создаваемого самолетами радиолокационного дозора (РЛД) (например такими, как А-50 и его модификации, и специально подготовленных для борьбы с КР групп истребителей, которые по наведению самолетов РЛД будут уничтожать КР на маршрутах полета. Россия в качестве таковых могла бы использовать перехватчики МиГ-31.

В-третьих, создать эффективную систему объектовой ПВО на основе современных зенитных огневых средств малой дальности и специализированных средств РЭБ, в первую очередь вокруг потенциальных первоочередных объектов удара КР – объектов системы ПВО (прежде всего ЗРК большой и средней дальности, радиолокационных постов, аэродромов истребительной авиации, пунктов управления и узлов связи), военного и государственного управления.

В-четвертых, проводить достаточный объем мероприятий оперативной маскировки (в частности искажения радиолокационной картины рельефа местности), которые не только позволят скрыть объекты удара, но и в случае нанесения удара существенно снизят точность попадания КР в цель или уведут на ложную.

Для противодействия ракетам с пассивными тепловизионными системами наведения на конечном участке возможно создание ложных тепловых целей, которые снизят вероятность поражения реального объекта.

Вероятны и другие эффективные и недорогие методы.

Однако даже рассмотренные меры могут снизить эффективность применения КР в четыре – шесть раз, сделав их использование для целого ряда задач экономически нецелесообразным.

В целом можно констатировать, что КР – это одна из самых мощных современных систем оружия, применяющих обычные боеприпасы. Однако на любое средство нападения всегда находится средство обороны. Опыт боевого применения КР США и анализ возможностей существующих и перспективных систем ПВО свидетельствуют, что создание эффективной системы противодействия этому оружию вполне возможно.

Анализ информационного обеспечения применения высокоточного оружия большой дальности вооруженных сил США

В.И. Саперов
кандидат военных наук, доцент,
профессор АВН;
полковник А.П. Мальцев

Приоритетным направлением развития вооружения и военной техники сил общего назначения США и других ведущих стран НАТО является стремление к созданию таких систем обычного вооружения, массированное применение которых позволяло бы добиться сопоставимых с ядерным оружием показателей боевой эффективности при несоизмеримо меньшем побочном ущербе. К ним относятся, прежде всего, системы высокоточного оружия (ВТО), поддерживаемые новейшими средствами информационно-разведывательного, навигационного обеспечения и связи. Так, в ближайшие 10-15 лет прогнозируется оснащение вооруженных сил США и ведущих стран НАТО преимущественно обычным высокоточным оружием различных типов и назначения. По оценке специалистов запасы такого оружия в ВС США к 2010 году составят сотни тысяч единиц, что обеспечит возможность практически неограниченного его применения в ходе крупномасштабного вооруженного конфликта или локальной войны.

Опыт боевого применения высокоточного оружия в последних воен-ных конфликтах показывает, что размах его применения ВТО сдерживается недостатками необходимой для этого информационно-разведывательной инфраструктуры, которая должна обеспечивать в масштабе времени, близком к реальному:
- поиск, обнаружение, распознавание, идентификацию и определение местоположения целей; - оптимальное целераспределение при планировании ударов и выработку данных целеуказания;
- разработку и ввод индивидуальных полетных заданий средствам поражения;
- оценку результатов ударов.

В настоящее время в США указанные задачи в интересах применения ВТО большой дальности (в первую очередь, крылатых ракет морского и воздушного базирования) решаются в соответствии с концепцией "Ричбэк", предполагающей:
- централизованную обработку, дешифрирование, комплексирование, анализ разведывательных данных о целях;
- планирование на континентальной части США, где имеются высококвалифицированный персонал, необходимые базы данных и вычислительные мощности. Для обеспечения планирования привлекаются разведывательное управление министерства обороны, национальное управление геопространственной разведки, 20-я разведывательная эскадрилья (АвБ Оффут, шт. Небраска) и 480-я группа разведки, АвБ Лэнгли, шт. Виргиния), которые готовят задания космической разведке и разведывательной авиации.

Разведывательная авиация и беспилотные летательные аппараты, совершающие полеты в воздушном пространстве ТВД, транслируют с борта через спутниковые каналы связи первичные необработанные результаты разведки на пункты обработки данных, дислоцирующиеся на авиабазах Лэнгли (шт. Виргиния) и Бил (шт. Калифорния).

На этих пунктах с помощью средств автоматизации обеспечивается преобразование в цифровую форму телевизионных, инфракрасных, многоспектральных и радиолокационных изображений. Проводится их предварительная обработка с целью улучшения восприятия для качественного визуального и автоматизированного дешифрирования, географическая привязка данных, комплексная обработка изображения с различными характеристиками (разрешающая способность, размер кадра, спектральный диапазон) с предварительным пространственным совмещением и анализ.

Для определения координат целей используются пространственные (картографические, видовые, фотограмметрические) базы данных национального управления геопространственной разведки (НУГР).

В настоящее время данное управление имеет в своем распоряжении национальную информационную библиотеку, в которой хранится до 25 млн. цифровых изображений земной поверхности общей емкостью 6600 Терабайт. Библиотека позволяет в сутки вводить до 5 Терабайт данных, обрабатывать до 80 тыс. запросов и выдавать по ним требуемую информацию в течение 15-20 с.

В пунктах обработки данных на основе утвержденных планов осуществляется разработка полетных заданий для крылатых ракет морского и воздушного базирования (координаты точки пуска, районов коррекции траектории, условия боевого применения, трехмерные цифровые карты для систем наведения, координаты целей и образы целей, а также криптографические ключи для аппаратуры КРНС «Навстар»).

Подготовленная информация о вскрытых целях (изображение района цели, координаты, время обнаружения) и картина тактической обстановки, обновляемая с периодичностью 2-4 часа, централизованно передаются на основной командный пункт объединенного оперативного формирования (ОКП ООФ) на ТВД, а также авианосным ударным группам, а далее на пункты управления тактического звена. Основной командный пункт ООФ оснащен средствами автоматизированной системы, которая обеспечивает выработку списка приоритетных целей и 2500 огневых задач (в том числе координат целей для ВТО, корректируемого по данным «Навстар») на ближайшие сутки. Непосредственно подготовка полетных заданий осуществляется автоматизированными системами планирования с использованием специального программного обеспечения, которое рассчитывает количество и координаты площадок коррекции с учетом рельефа местности, наличия средств зональной и объектовой ПВО и других факторов.

В планировании применения ВТО в качестве самостоятельной составляющей, требующей высокой оперативности, стоит задача уничтожения важных мобильных целей противника. Такое планирование осуществляется органами управления на континентальной части США. В настоящее время прилагаются активные усилия на передачу решения этой функции органам управления на ТВД (объединенного оперативного формирования). В перспективе в интересах повышения оперативности и гибкости применения ВТО по критичным по времени целям предполагается передать еѐ в тактическое звено (в том числе на носители ВТО).

Развитие концепции «Ричбэк» осуществляется в направлении сокращения времени выявления целей за счет автоматизации (компьютеризации) наиболее сложных операций обработки разведданных. Так, прогресс развития программно-аппаратного обеспечения по автоматизированной обработке цифровых данных позволил сократить время процесса информационного обеспечения применения ВТО с 7 суток в 1991 году (с проявкой и дешифрированием фотопленок аэросъемок) до одних суток к концу 1990-х годов. В частности, в ходе военной операции в бывшей Югославии в 1999 году время планирования и подготовки срочных полетных заданий по критичным целям после их обнаружения было доведено в среднем до 4 ч. В ходе операции из общего числа 6783 точечных целей 5580 были распределены по средствам поражения органами управления ВВС, находящимися на континентальной части США. В операции против Ирака в 2003 году время от обнаружения до нанесения удара авиационным ВТО для важных целей удалось довести до нескольких десятков минут. При этом на уровень реализации вышла концепция динамического планирования, подразумевающая перенацеливание ударных средств после выработки плана нанесения ударов и огневых задач для конкретных средств поражения или при выявлении новых целей.

Однако практика показывает, что с увеличением количества ВТО существенно возрастают объем требуемых разведывательных данных и время на их обработку при планировании боевых действий и подготовке полетных заданий. Анализ результатов применения ВТО в ходе последних военных конфликтов, выполненный специалистами управления перспективных исследований министерства обороны США, показывает, что с возрастанием доли ВТО в огневых ударах, даже при сокращении цикла «обнаружение-удар» на 40%, время в этом цикле на обработку разведывательных данных и принятие решения на применение оружия вследствие повышения уровня детализации разрабатываемых планов увеличилось вдвое.

Основной проблемой централизованной системы информационного обеспечения и планирования ударов ВТО является организация связи между пунктами управления на континентальной части США и развернутыми в передовых районах на ТВД. Передача информации осуществляется главным образом с использованием военных и коммерческих спутниковых и волоконно-оптических линий связи. При этом для обмена данными и доступа к базам данных широко задействуются коммерческие каналы связи, на которые в хо-де боевых действий в Ираке в 2003 году приходилось до 80% всех каналов. По оценке американских специалистов, для информационного обеспечения боевых действий одновременно на двух ТВД потребуется суммарная пропускная способность систем связи около 35 Гбайт/с (в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году она составляла 1 Гбайт/с). Из этого объема более половины (около 57%) прогнозируется на передачу необработанной разведывательной информации в направлении «ТВД - континентальная часть США».

В настоящее время централизованная система информационного обеспечения, в которой реализовано взаимодействие по вертикали, приходит в противоречие с новой концепцией вооруженной борьбы ВС США, получившей название «Ведение боевых действий в едином информационно-управляющем пространстве» (NCW - Network-Centric Warfare). Данная концепция предполагает совместное использование объединенных в единую сеть (информационную инфраструктуру) различных систем разведки, передачи данных, управления и средств огневого поражения во всем боевом пространстве. В перспективе это позволит существенно повысить уровень и гибкость взаимодействия разнородных сил и средств всех видов ВС США и их союзников благодаря применению единой системы, которая обеспечит командиров всех звеньев управления возможностью действовать на основе постоянно обновляемых сведений по боевой обстановке и совместного динамического планирования, подразумевающего нацеливание и перенацеливание ударных средств после выработки плана нанесения ударов и огневых задач для конкретных средств поражения или при выявлении новых целей.

Команды на поражение целей по каналам спутниковой связи предполагается доводить до привлекаемых носителей оружия, вплоть до тактического истребителя с управляемыми ракетами класса «воздух-земля", боевого корабля с крылатыми ракетами морского базирования "Томахок» или пусковой установки оперативно-тактических ракет «Атакмс». В результате этого произойдет естественное размывание классических границ между стратегическими, оперативными и тактическими системами. При этом успех боевых действий будет зависеть от качества и времени выполнения оценки боевой обстановки, идентификации целей и определения их точных координат, а также параметров движения (для мобильных целей).

В рамках этой концепции американцы создают иерархическую интегрированную по горизонтали и вертикали систему ДКГС (DCGS - Distributed Common Ground System), связывающую в единую сеть все функционирующие разведывательные средства и потребителей их информации. Она представляет собой сеть, организованную и функционирующую подобно глобальной компьютерной сети Интернет. Система свяжет напрямую между собой разведывательные средства (прежде всего, для расширения информационных возможностей самолетов разведки и управления Е-8С «Джистарс» и А RC-135 «Ривет Джойнт»), центры сбора и анализа информации и всех потребителей разведывательной информации на ТВД и континентальной части США. К сети планируется также подключение тактических разведывательных БЛА и истребителей, оснащенных разведывательными оборудованием. Потребителями сети будут органы управления всех уровней (вплоть до тактического), пункты обработки разведданных, корабли, подводные лодки, ударные самолеты и вертолеты.

Система ДКГС обеспечит быстрый доступ к текущим необработанным данным (наряду с обработанной на континенте информацией), получаемым в ходе ведения видовой, радиотехнической разведки. Например, в сеть планируется вводить сведения и снимки объектов, вскрытых группами сил специального назначения или передовыми авианаводчиками. Сеть строится на нескольких сопрягаемых системах закрытой спутниковой и УКВ-радиосвязи, работающей на дальность прямой видимости. Основными являются системы передачи данных ЦДЛ и ТЦДЛ, обеспечивающие обмен цифровыми данными со скоростями до 10 Мбит/с, а в перспективе до 274 Мбит/с.

В целях совершенствования рассматриваемой системы планируется оснащение средств воздушной разведки серверами со сверхбольшой емкостью памяти (до 1,5 Тбайта) для хранения результатов съемок за время полета 24 ч и более и обеспечения дистанционного доступа к ним потребителей через штатные узкополосные УКВ-радиостанции. Потребитель по запросу сможет принимать с сервера меню-каталог хранящихся в нем кадров, привязанных к географическим координатам. Это могут быть изображения оптоэлектронной, инфракрасной и радиолокационной съемки, данные радио- и радиотехнической разведки. Из кадра автоматически выбирается необходимый участок изображения требуемого участка местности. В минуту по УКВ-радиостанции может быть осуществлена передача (в зависимости от объема) от двух до четырех снимков с отображением их на мониторе компьютера типа «ноутбук» рабочего места потребителя. При этом предполагается создание и использование так называемого «дружественного» интерфейса, исключающего сложные операции обработки с применением специального оборудования и высококвалифицированного персонала.

Таким образом, новая информационная система ДКГС обеспечит проведение рассредоточенной обработки и планирования с отказом от обработки в специализированных центрах и приближение разведывательной информации к конечному потребителю в силу доступности и возможностей компьютерной техники и программного обеспечения. Пользователи на ТВД смогут получать в реальном масштабе времени разведывательные данные для оперативной выдачи данных по тактической обстановке и целям.

В частности, примером реализации данного подхода является проект создания специализированного пункта управления ударными средствами ПСЦ для поражения мобильных пусковых установок баллистических ракет в ходе боевых действий. Данный пункт планируется придавать центру управления воздушными операциями объединенной системы ПВО НАТО в Европе.

Пункт ПСЦ, размещаемый в кабине на шасси тяжелого тягача, будет связан с данным центром широкополосным каналом передачи данных. На нем предусматривается организовать сбор данных о траекториях полета баллистических ракет от всех видов информационно-разведывательных средств, вычисление точек старта и падения ракет, отображение полученной информации, автоматизированную выработку решений и команд на поражение пусковых установок, а также их доведение до соответствующих подразделений. Кроме того, пункт ПСЦ должен обеспечивать оповещение командований ОВС НАТО о ракетных ударах.

В качестве основных информационно-разведывательных средств рассматриваются РЛС наземного и морского базирования в составе зенитных ракетных и перспективных противоракетных комплексов, беспилотные летательные аппараты, самолеты Е-8С системы «Джистарс», а также ИСЗ системы обнаружения пусков баллистических ракет «Имеюс». Предусмотрено использование данных от средств мониторинга окружающей среды и транслируемых в системах спутникового телевизионного вещания сведений о местонахождении пусковых установок.

Команды на поражение пусковых установок по соответствующим каналам связи предполагается доводить до привлекаемых сил, располагающих необходимыми ударными средствами, вплоть до тактического истребителя с управляемыми ракетами класса «воздух-земля», боевого корабля с крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» или пусковой установки ОТР «Атакмс».

В США для всестороннего и эффективного информационного обеспечения применения ВТО вооруженные силы активно используют орбитальные группировки космических систем видовой, радиотехнической, радиоэлектронной разведки, космической радионавигационной системы «Навстар», спутниковых систем связи, метеорологические спутники, коммерческие ИСЗ съемки Земли, а также стратегические разведывательные самолеты U-2S и RC-135, беспилотные летательные аппараты, самолеты Е-8С системы радиолокационной разведки и управления нанесением ударов «Джистарс».

В настоящее время в составе космической группировки насчитывается 122 ИСЗ (93 в оперативном использовании и 29 - в резерве), в т.ч. 40 разведывательных. В целом имеющиеся разведывательные ИСЗ позволяют оперативно и с высокой точностью вскрыть оперативное построение группировки войск противника, состав и состояние его сил и средств, местоположение основных пунктов управления, организацию системы боевого управления, оперативное оборудование ТВД, а также обнаруживать места пусков баллистических ракет и оповещать об этом войска.

При этом периодичность радиолокационной, оптоэлектронной и метеоразведки составляет от 10 мин. до 20 ч. Время доведения информации от космических средств до потребителей составляет:
- от средств видовой разведки до военно-политического руководства - 1,5-2 ч, до центров управления на ТВД - от нескольких часов до суток;
- от коммерческих аппаратов съемки земной поверхности с разрешением 1 и 5 м при планировании боевых действий и при оценке результатов ударов равно: суточной давности – до 1 часа; по заявке - несколько часов;
- от спутников Р и РТР до военно-политического руководства - 10 мин - 2 ч, до центров управления на ТВД - несколько часов;
- от спутников предупреждения о пусках ракет (включая выдачу данных о точках старта с точностью около 3 км) в течение 1-4 мин.

В последние годы министерство обороны США испытывает трудности в обеспечении растущих запросов вооруженных сил в материалах видовой разведки. Существующая группировка американских спутников видовой разведки не в состоянии удовлетворить в полном объеме возрастающие потребности в разведывательной информации. До 90% необходимых данных не требуют получения материалов с высокой степенью разрешения, и в этих целях в последние годы широко используются снимки, получаемые коммерческими ИСЗ съемки земной поверхности. В настоящее время спутники видовой разведки задействуются для этих целей только в крайнем случае, когда невоенные системы не обеспечивают требуемой точности или не способны выполнить задачу в установленный срок. Кроме того, коммерческие снимки, являясь формально несекретными, могут распределяться по каналам связи с меньшей стойкостью.

В то же время необходимо подчеркнуть, что основная нагрузка по решению разведывательных задач приходится на авиационную разведку. Так, для обеспечения активной фазы операции против Ирака в 2003 году оперативную и тактическую разведку на ТВД вели около 80 самолетов-разведчиков вооруженных сил коалиции. Они совершили более 1000 самолетовылетов и отсняли 42 тыс. фотоизображений объектов и боевых позиций, осуществили видеосъемку поля боя общей продолжительностью 3,2 тыс. ч.

Таким образом, основные работы в США в области информационного обеспечения применения ВТО нацелены на практическую реализацию кон-цепции «Ведение боевых действий в едином информационно-управляющем пространстве» и сосредоточены на следующих областях:
- создание геоинформационных цифровых баз данных с высоким уровнем детализации;
- комплексирование разнородных разведывательных систем на борту одного носителя в интересах обеспечения полностью автономного процесса целеуказания и наведения в реальном масштабе времени на заданные стационарные и мобильные наземные цели;
- коллективная высокоточная радиолокационная селекция движущихся наземных целей; - высокоточное (не хуже 10 м) наведение ВТО сетью из двух-четырех авиационных РЛС нового поколения;
- радикальное повышение надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложных помеховой обстановке и метеоусловиях;
- повышение помехозащищенности космической радионавигационной системы «Навстар» и точности определения по ней координат (военный режим – 3-10 м, дифференциальный – 0,2-0,5 м);
- создание сетевых систем наземных разведывательных датчиков в глубине территории противника для выдачи целеуказания средствам разведки, обеспечивающих высокую точность определения местоположения целей;
- обнаружение и распознавание скрытых целей.

В целом в настоящее время информационно-разведывательные системы и средства США позволяют лишь в ограниченных рамках обеспечивать массированное применение ВТО в интересах ведения крупномасштабных военных действий на ТВД. Создание американцами к 2015-2020 годам интегрированной по горизонтали и вертикали системы информационного обеспечения ВТО, связывающей в сеть все функционирующие разведывательные средства и потребителей их информации, а также принятие на вооружение новых систем и средств разведки, позволит параллельно осуществлять рас-пределенную обработку разведывательной информации и планирование применения ВТО во всех звеньях управления (вплоть до тактического) в реальном масштабе времени.

Вестник АВН №3 (24) 2008

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1994

(Методологические основы)

Полковник А.Н.ЗАХАРОВ ,

кандидат военных наук, доцент

ИЗМЕНЕНИЕ спектра политической палитры мира оказало существенное влияние на теорию и практику применения военной силы в межгосударственных отношениях. Снизилась вероятность возникновения крупномасштабных войн, но со всей остротой встал вопрос поиска сил и средств для достижения победы в вооруженных столкновениях меньшего масштаба. Среди них все чаще называются оружие и военная техника с поражающими факторами, приближающимися к ядерному оружию, - высокотехнологичные системы вооружения, в том числе и высокоточное оружие (ВТО). Достоверность этих предположений, а следовательно, и перспективность направлений развития вооруженных сил достаточно убедительно подтверждает опыт применения ВТО в войне в зоне Персидского залива.

Складывающаяся ситуация значительно обостряет возникшую перед военной наукой и практикой в конце 80-х годов проблему борьбы с ВТО противника в общевойсковых операциях различного масштаба. Успех се решения зависит прежде всего от истинности и глубины научной проработки комплекса исходных установок - методологических основ борьбы. К ним можно отнести: понятие «высокоточное оружие» и борьба с ВТО противника, цель борьбы, содержание, состав участвующих сил и средств, принципы ее ведения.

Понятие «высокоточное оружие», которым оперируют сейчас в военных научных кругах, разработано на рубеже 90-х годов. Оно объединяет боевые системы, комплексы вооружения и средства поражения, способные в пределах своей досягаемости реализовать принцип «выстрел - поражение» за счет применения оружия и боеприпасов, управляемых на траектории. При этом современная трактовка принципа «выстрел - поражение» предполагает поражение цели первым пуском (выстрелом) с вероятностью не ниже 0,5 независимо от условий боевого применения оружия.

Под борьбой с ВТО противника в теоретическом плане рекомендуется понимать комплекс мероприятий, проводимых для срыва или максимального ослабления его воздействия на войска или объекты тыла. Однако исходя из того, что любая операция есть совокупность различных действий объединений, соединений и частей по выполнению поставленных перед ними задач, то это определение, на наш взгляд, целесообразно трактовать в следующей редакции. Борьба с ВТО в общевойсковых операциях - это совокупность наиболее эффективных действий войск, направленных на предотвращение поражения высокоточным оружием противника вооружения, военной техники, живой силы, важных объектов тыла и элементов оперативного оборудования ТВД, расположенных и функционирующих в боевом пространстве объединения.

Термином «предотвращение» в этом определении объединяются два понятия. Одно из них - «срыв применения систем ВТО» означает действия войск, которые могут не позволить противнику применить ВТО. Другое - «снижение эффективности воздействия уже примененного оружия» - действия войск, направленные на то, чтобы не допустить или максимально ослабить степень поражения.

Рис. 1. Содержание явления «борьба с ВТО противника»

Содержание борьбы с ВТО можно представить, базируясь на следующей аксиоматической посылке: в се основе лежат известные меры, предпринимаемые для борьбы с традиционными видами оружия, - поражение оружия, индивидуальная защита от поражения боеприпасом и пр. Они составляют одну часть борьбы. Другой являются меры, компенсирующие тс особенности свойств, состава и способов функционирования ВТО, которые выделили его из всей совокупности образцов традиционного обычного оружия (рис.1).

Остановимся на особенностях ВТО, предопределяющих вторую часть мер борьбы. Прежде всего это повышенная по сравнению с традиционным оружием потребность систем ВТО в информации об объектах поражения, о своем местонахождении, местности и атмосфере. Она необходима для максимальной реализации боевых возможностей поражающего элемента. Это связано с тем, что процесс управления высокоточным оружием в отличие от дискретного процесса управления обычным оружием, состоящего из одного цикла «обнаружение - целеуказание», является непрерывным и объединяет два, три и даже четыре таких цикла.

В целом эта важнейшая особенность ВТО позволяет назвать его первым видом нового информационно емкого оружия, требующего нетрадиционных способов борьбы.

Отмстим еще одну отличительную черту, тесно связанную с предыдущей. Постоянная разведка и доразведка объекта поражения, лежащие в основе функционирования ВТО, осуществляются техническими средствами. Поэтому эффективность применения ВТО зависит от степени, так сказать, «нормальности» положения и состояния каждой подсистемы ВТО, каждого объекта поражения и окружающей среды (атмосферы, рельефа местности, растительного покрова и др.) в районах размещения подсистем ВТО, объектов поражения и на траектории полета боеприпасов.

Для обеспечения высокой информативности ВТО резко расширяется область применения и повышается значение управления подсистем навигационно-временного, метеорологического и тылового обеспечения.

Цель борьбы с ВТО противника - максимально компенсировать особенности этого вида оружия, а это значит: дополнительно к известным и проводимым сейчас действиям по поражению противника и его РЭП лишить средства разведки данных об объектах поражения наших войск; постоянно нарушать «нормальное» положение подсистем ВТО и «нормальное» состояние атмосферы во всем пространстве применения управляемого оружия, а также в районах расположения объектов наших войск; активно воздействовать на подсистемы навигационно-временного и метеорологического обеспечения и элементы АСУ.

В целом борьба с ВТО противника в операции, так же как и процесс применения этого оружия, должна иметь полимерный характер. Его можно квалифицировать как интегрированное содержание борьбы с ВТО, сущность которой заключается в последовательных и одновременных, комплексных и разобщенных действиях объединений, соединений, частей и подразделений по локализации, искажению и уничтожению информации об объектах наших войск, элементах оперативного оборудования ТВД и окружающей среды; поражению оружия, боеприпасов, средств добывания, сбора, обработки, хранения, распределения и передачи информации, ориентации оружия, боеприпасов и других подсистем ВТО в пространстве, внешнего и внутрисистемного управления, систем коллективной защиты, базирования и тылового обеспечения ВТО; изменению нормальных условий функционирования перечисленных боевых средств в окружающей среде и лишению их способности к маневру; созданию угрозы утраты боевых свойств ВТО до выстрела (пуска) или поражения своих объектов; уничтожению, искажению функционирующей в системах ВТО информации и подавлению каналов обмена; изменению истинных параметров оптической, оптико-электронной, радио-, радиотехнической, радиолокационной, тепловой и другой обстановки в местах расположения и функционирования объектов ВТО; рассогласованию информации, используемой управляемым оружием, боеприпасами и самонаводящимися боевыми элементами (СБЭ) при выходе на объект наших войск, с исходной информацией, полученной средствами разведки в момент его обнаружения или имеющейся у противника; созданию условий, затрудняющих процесс входа уже примененного ВТО в энергетический контакт с объектом поражения; воспрещению проникновения к объектам наших войск уже использованных управляемых боеприпасов и СБЭ; снижению эффективности их действия у цели.

Состав участников процесса борьбы определяется составом, свойствами и возможностями первой и важнейшей его группы - группировкой ВТО противника. Сюда входят размещенные и маневрирующие в пределах боевого пространства объединения средства поражения высокоточных боевых систем и комплексов вооружения, управляемое оружие и боеприпасы, а также другая военная техника, системы, объекты и подразделения родов войск и специальных войск, фортсооружения противника и элементы оперативного оборудования ТВД, которые участвуют или применяются в обеспечении их боевого функционирования. В состав группировки ВТО могут входить до шести подгрупп объектов, а также зоны и районы окружающей среды (рис.2).

Первая - средства поражения (системы ВТО) - боевые корабли, подводные лодки и боевые самолеты с крылатыми ракетами и другими высокоточными боеприпасами, артиллерия и танки, применяющиеся управляемые боеприпасы, средства дистанционного минирования местности и другая военная техника.

Обобщая их свойства, подчеркнем, что существующие и перспективные системы ВТО отличаются высокой боевой эффективностью (практически гарантированное уничтожение объекта), повышенной дальностью поражения, высокой точностью наведения, малым временем реакции и коротким циклом поражения, применением боеприпасов с различными системами наведения и самонаведения. По замыслам военных специалистов, средства ВТО должны надежно поражать заглубленные пункты управления, ВПП, РЛС ПВО и управления авиацией, ОТР и ТР на позициях, группировки бронеобъектов (в том числе подвижные), артиллерийские группировки, отдельные точечные важные объекты различного назначения.

Каждая система ВТО имеет три функционально связанных основных элемента: разведывательный, управления, поражения. Они либо разнесены в пространстве, либо объединены общей жесткой оболочкой.

Наряду с этим в последнее время в армиях развитых зарубежных стран все большую популярность завоевывает концепция так называемых многофункциональных РУК (МФРУК). МФРУК - это комплексная интеграция в масштабе соединения и объединения средств поражения, обеспечения (разведка, связь, навигация, метеорология), радиоэлектронного подавления и управления войсками и оружием в единую систему. Подтверждением этой тенденции служит опыт боевых действий в зоне Персидского залива. С самого начала конфликта командованием многонациональных сил была создана единая система информационного обеспечения на базе технических средств всех видов разведки. К ней по мере необходимости «подключались» практически все виды ВТО, применяемые в войне.

Вторая - системы разведки, участвующие в процессе функционирования ВТО. К ним относятся: космические летательные аппараты фотографической, оптико-электронной, фототелевизионной и радиотехнической разведки; средства воздушной разведки; самолеты тактической авиации, решающие разведывательные задачи; средства наземной разведки (радио-, радиотехнической, оптико-электронной, звуковой и системы разведывательно-сигнализационных приборов «Рсмбасс»). Необходимо особо выделить системы радио- и радиотехнической разведки высокой точности.

Третья - объекты управления: ПУ объединений и соединений; центры управления тактической авиацией; наземные центры управления (НЦУ) РУК; передовые авиационные наводчики; ПУ РОК; ПУ дивизионов и батарей, применяющих высокоточные боеприпасы.

Четвертая - объекты навигационно-временного и метеорологического обеспечения: космическая навигационная система «Навстар», а также системы определения местоположения объектов общевойсковых и артиллерийских подразделений.

Пятая - объекты коллективной защиты систем ВТО: подразделения охраны, средства РЭБ, в том числе и разведывательно-помеховые комплексы, средства и подразделения ПВО, системы технической разведки и охраны, фортификационные и другие искусственные сооружения.

Шестая - объекты материально-технического обеспечения и базирования: ВМБ, аэродромы и площадки базирования тактической авиации и боевых вертолетов, склады управляемого оружия и боеприпасов, районы расположения объектов группировки ВТО, дороги, колонные пути и элементы оперативного оборудования на них.

Наконец, специальная (седьмая) подгруппа - зоны и районы окружающей среды, в которых может изменяться нормальное состояние оптической, оптико-электронной, радио-, радиотехнической, радиолокационной, тепловой, акустической и сейсмической обстановки в интересах срыва функционирования объектов первой - шестой подгрупп.

Перейдем ко второй группе участников процесса борьбы с ВТО - объектам наших войск, обладающим определенным уровнем индивидуальной защиты, а также к окружающей среде, в которой они существуют и ведут боевые действия. Здесь выделяется девять типов объектов.

Первый - объекты, обнаруживаемые по радиоизлучению и поражаемые управляемыми боеприпасами с радиолокационными головками самонаведения: РЛС ПВО, РЛС аэродромных приводов авиации, РЛС управления авиацией, радиоэлектронные средства ПУ объединений и др.

Второй - слабо защищенные площадные (простые и сложные) объекты, обнаруживаемые в основном оптико-электронными средствами и поражаемые моноблочными головными частями и СБЭ кассетных головных частей обычного фугасного действия: подразделения МБР на стартовых позициях, склады ГСМ, ВПП аэродромов, самолеты и вертолеты на открытых стоянках, узлы связи ПУ, подразделения ОТР и ТР на стартовых позициях, тыловые базы, узловые железнодорожные станции, предприятия химической промышленности и др.

Третий - отдельные неподвижные цели, обнаруживаемые по принципу радиолокационного, теплового или радиометрического контраста и поражаемые управляемыми боеприпасами и СБЭ типа боевых элементов точного прицеливания (наведения): танки, самоходные гаубицы, БМП, ПТРК, боевые машины пунктов управления и т.п.

Четвертый - групповые неподвижные цели, обнаруживаемые по принципу радиолокационного контраста. Это танковые и мотострелковые подразделения, огневые взвода СГ, ПУ ЗУР, батареи ПТУР на огневых позициях и в районах расположения.

Пятый и шестой типы - это цели третьего и четвертого типа в движении.

Седьмой - слабо защищенные неподвижные точечные объекты, обнаруживаемые большинством средств разведки и поражаемые управляемыми боеприпасами с обычными фугасными зарядами: мосты на важнейших железнодорожных и автомагистралях, переправы, водоочистные станции, отдельные небронированные цели.

Восьмой - хорошо защищенные неподвижные точечные цели, обнаруживаемые большинством средств разведки, но поражаемые только проникающими головными частями: шахтные пусковые установки РВСН, стационарные ПУ объединений, склады ядерных боеприпасов, самолеты в укрытиях, энергоблоки АЭС и пр.

Девятый (специальный) - зоны и районы окружающей среды, задейству-смые противником при сборе и передаче информации об объектах наших войск первого - восьмого типа: районы расположения и полосы перемещения групповых объектов, районы искажения истинной оперативно-стратегической обстановки (ложные районы расположения войск, позиции, объекты вооружения и военной техники, маршруты, элементы оперативного оборудования ТВД), а также зоны воздушного пространства и районы земной поверхности, в пределах которых следует изменять «нормальное» состояние оптической, оптико-электронной, радио-, радиотехнической, радиолокационной, тепловой, акустической и сейсмической обстановки, в том числе и районы местности, которые могут служить для коррекции маршрутов полета крылатых ракет.

Рис. 3. Логика формирования принципов борьбы с группировкой ВТО противника в общевойсковых операциях

Третья группа участников рассматриваемого процесса включает четыре подгруппы: силы и средства воздействия на все составляющие группировки ВТО противника; силы и средства локализации подсистем информации систем ВТО; силы и средства коллективной защиты объектов объединения; силы и средства локализации, искажения и уничтожения информации об объектах (излучаемой объектами наших войск и характеризующей не только их физическое состояние, но и характер действий, а также положение в оперативном построении войск). В эту группу входят разведывательные части и подразделения всех видов ВС и родов войск; истребительная, истребительно-бомбардировочная, бомбардировочная, штурмовая авиация и авиация Сухопутных войск; дивизионы ОТР и ТР; РУК и РОК; реактивная, ствольная и противотанковая артиллерия; комплексы ПВО; общевойсковые части и подразделения; подразделения инженерных войск, войск РЭБ и РХБЗ; партизанские и другие формирования, действующие на территории, занимаемой противником.

Одно из центральных положений в методологических основах занимают принципы борьбы с ВТО противника в общевойсковых операциях. Подчеркнем, что это общие научно обоснованные правила, рекомендации для практической деятельности командующих, штабов и войск по подготовке и ведению борьбы с группировкой ВТО противника. Логика формирования этих принципов показана на рис.3.

На современном этапе разработки рассматриваемой проблемы сформулировано свыше двадцати принципов. Остановимся на некоторых из них.

Прежде всего - принцип оперативной подчиненности и целесообразности. Он предписывает вести борьбу с ВТО противника в рамках общевойсковой операции в соответствии с целями, задачами, характером, формами и способами ведения боевых действий общевойсковыми объединениями, соединениями и частями по единому плану и замыслу в интересах немедленного захвата (перехвата) инициативы, огневого, радиоэлектронного и информационного превосходства, рассогласования боевых действий группировки ВТО противника и срыва его внезапных действий.

Принцип соответствия предопределяет ведение борьбы в соответствии с уровнем боеспособности каждого из объектов группировки ВТО и способами их применения, размещения группировок противоборствующих сторон, боеготовности сил и средств наших войск и объектов поражения высокоточным оружием.

Высокий уровень насыщенности оперативного построения противника объектами ВТО, которые, как правило, будут скрываться всеми имеющимися способами, вынуждает сформулировать принцип гарантированной достоверности. В соответствии с ним борьбу необходимо вести только с достоверно разведанными и идентифицированными объектами группировки ВТО, информационными массивами и потоками внутри их и между ними, а также между средствами поражения и объектами наших войск.

Одну из важнейших закономерностей борьбы с ВТО отражает принцип приоритетности. Он рекомендует решительно сосредоточивать усилия на борьбе с информацией, функционирующей в контуре группировки ВТО и излучаемой объектами, срыве энергетического контакта управляемого оружия и боеприпасов с объектами наших войск, а также на воздействии по тем средствам поражения группировки противника, которые определяют уровень ее боевых возможностей в какой-либо момент времени при выполнении данной оперативной задачи.

Учитывая высокую зависимость эффективности ВТО от «нормальности» всех параметров процесса его применения, можно выделить принцип постоянства. Он выражает необходимость воздействия на окружающую среду, особенно на атмосферу, постоянного изменения «нормального» размещения объектов наших войск в оперативном построении, уничтожения и искажения излучаемой ими информации.

Принцип индивидуальной последовательности отражает сложность самих систем ВТО и существенные структурные различия между ними. Он требует выбора индивидуальной для каждого объекта группировки ВТО последовательности нарушения процессов его функционирования во времени и пространстве, начиная с уничтожения информации, через подавление управления к уничтожению средств поражения. Наконец, принцип комплексного воздействия. Он требует комплексного одновременного воздействия на все энергетические и робототехнические системы объектов ВТО, информационные массивы, потоки и связи, участвующие в процессе и определяющие их боеспособность на данном этапе операции.

Основные мероприятия борьбы с ВТО противника в рамках общевойсковых операций необходимо рассматривать сквозь призму действий войск, их реализующих. Они должны быть направлены на выполнение (соответствующими способами и в определенных формах) некоторого комплекса боевых задач в четырех областях. В области воздействия на объекты группировки ВТО - это поражение подсистем разведки группировки ВТО, пунктов управления, систем ВТО, управляемого оружия и боеприпасов, пунктов управления и элементов АСУ Сухопутных войск, ВВС, разведки и РЭБ, элементов систем навигационно-временного и метеообеспсчсния, коллективной защиты ВТО, складов управляемого оружия и боеприпасов, а также их транспортов на маршрутах подвоза; выход общевойсковых подразделений в районы расположения подсистем ВТО, поддержание тесного контакта подразделений первого эшелона с передовыми элементами боевого порядка противника; уничтожение, искажение постоянно хранящейся в носителях всех подсистем ВТО и добытой противником информации, ограничение или воспрещение доступа к ней и дезорганизация работы программно-технических средств.

В области локализации подсистем информации ВТО - это подавление технических средств и каналов обмена информацией в подсистемах разведки, навигационно-временного обеспечения (НВО), управления и поражения систем ВТО, между названными подсистемами, между ними и пунктами управления СВ, ВВС, разведки и РЭБ и систем коллективной защиты; создание зон пространства, исключающих возможность применения систем ВТО; воздействие на окружающую среду.

Область коллективной защиты объектов наших войск представляют задачи отклонения управляемого оружия и боеприпасов на подлете к цели, фортификационного и другого оборудования районов, позиций и рубежей, охраны объектов наших войск общевойсковыми подразделениями, создания и обеспечения функционирования систем технической охраны.

В области локализации, искажения и уничтожения информации об объектах наших войск основными задачами являются: скрытие размещения и перемещения войск, участков местности и элементов оперативного оборудования ТВД с применением различных средств и способов маскировки; использование маскирующих и защитных свойств местности; создание ложных районов расположения войск, позиций, объектов, маршрутов, участков местности и элементов оперативного оборудования ТВД; имитация действий войск в ложных районах; ведение демонстративных действий; проведение дезинформации; устранение демаскирующих признаков объектов наших войск; воздействие на окружающую среду.

Кроме того, выполнение ряда задач позволяет одновременно решать вопросы борьбы с группировкой ВТО в области как коллективной защиты объектов наших войск, так и локализации, уничтожения и искажения информации, излучаемой ими. Назовем их: снижение замстности вооружения и военной техники в диапазонах всех спектров излучения; фортификационное и другое оборудование районов, позиций и рубежей; воздействие на окружающую среду в пределах боевого пространства объединения; целесообразное построение походных, предбоевых порядков и рассредоточение войск; смена районов расположения, рубежей и позиций; осуществление маневра; вывод войск из-под ударов ВТО; ликвидация последствий применения ВТО противника.

Особо следует выделить разведывательные действия наших войск. Они ведутся во всех перечисленных областях и охватывают разведку подсистем ВТО, ПУ и АСУ, каналов обмена информацией, систем коллективной защиты объектов группировки ВТО, складов управляемых боеприпасов, оружия и путей их подвоза, элементов базирования и путей маневра подсистем ВТО, выявление демаскирующих признаков объектов объединения, состояния окружающей среды, а также обнаружение начала работы технических средств разведки противника.

В заключение кратко остановимся на перспективах рассмотренного явления. Насыщение современных армий высокоточным оружием имеет устойчивую тенденцию к росту. Следует ожидать, что в начале XXI века ВТО будет составлять основную массу обычных средств поражения воюющих сторон. Соответственно и вооруженное столкновение примет формы описанного в общих чертах противоборства. Поэтому уже сегодня важнейшей задачей военной науки является детальная теоретическая разработка вопросов борьбы с ВТО противника в оперативно-стратегическом масштабе как основы и прообраза общевойсковых операций будущего.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Документы