Арктика — центр мировой геополитики. Борьба за арктику обостряется Военное сдерживание в Арктике

Экспедиция Минобороны РФ, испытывающая новые образцы вооружения и техники в арктических условиях, достигла острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Об этом заявил замглавы российского оборонного ведомства Дмитрий Булгаков.

"Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный", - отметил он.

Маршрут экспедиции пролегал от поселка Тикси до мыса Святой Нос, а затем - через проливы Дмитрия Лаптева и Санникова до Котельного. Теперь экспедиции предстоит обратный путь в Тикси. Всего военнослужащие и представители промышленных предприятий на снегоболотоходной технике преодолели более тысячи километров по льду моря Лаптевых в прибрежной зоне.

Дмитрий Булгаков заявил, что в ходе экспедиции удалось провести около сотни различных исследований и лабораторных работ, в том числе - техобслуживание и ремонт техники.

Борьба за Арктику

С момента открытия Арктика стала территорией, на которой сталкиваются политические и экономические интересы многих развивающихся стран.

Противоречия в преследуемых целях различными (в первую очередь приарктическими - Россия, Дания, Канада, Норвегия и США) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом. А конфликтные ситуации - стать серьезной помехой на пути достижения целей РФ в регионе, которые, как сообщается в "Основах государственной политики", должны "опираться на взимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений".

Стоит отметить, что причин обострения геополитической борьбы в регионе несколько. Главные из них, по мнению экспертов, такие, как:

- Неопределенный статус национальных границ в регионе

- Богатство находящихся в недрах ресурсов

- Стратегическое значение транспортных артерий арктического региона

Кто претендует на Арктику

Америка

По мнению экспертов, среди интересов Штатов в Арктике - расширение масштабов систем ПВО и раннего оповещения, развертывание морских и воздушных военных систем, которые предназначены для обеспечения и поддержки транзитных перевозок, проведение операций по обеспечению морской безопасности, обеспечение свободы навигации и пролета над арктической территорией.

Канада

По мнению специалистов, страна имеет концепцию продвижения своих интересов в Арктике. Несмотря на союз со Штатами, взаимоотношения двух стран неоднозначны.

Официальные лица Канады не скрывают, что страна выступает за секторный раздел акватории между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. В связи с этим предполагается, что границы арктического шельфа должны проходить от оконечностей нацтерриторий по меридианам до самого полюса.

Норвегия

В ряду приарктических государств Норвегия высказывает наибольшее количество территориальных претензий.

Россия в Арктике

Границы северных полярных владений Советского Союза определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

В 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, согласно которой были установлены одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов.

Правда, стоит отметить, что каждая страна может требовать права на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра и за пределами 200 миль в том случае, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния.

Для того чтобы добиться прав на полярные владения, Россия должна доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева континентального происхождения и связаны с территорией РФ.

В отношении хребта Ломоносова спор идет с Данией.

Андрей Климонтов -специально для «Новых Известий»

11 января 2019 года министр ВМФ США Ричард Спенсер сделал заявление о том что США планируют летом 2019 года провести специальную операцию в Арктике по обеспечению свободы судоходства в этом регионе путём отправки в Арктику военного флота США. Стоит отметить что это заявление сделано в пику официальной позиции правительства России по которой с 2019 года иностранные корабли смогут проходить по Северному морскому пути только с разрешения России. Из этого можно сделать вывод что если США проигнорируют российские требования о регистрации для навигации по Северному морскому пути то это может привести к вооруженному конфликту в Арктике между Россией и США.

Предпосылки военного конфликта в Арктике

Ещё со времён СССР Арктика является одним из ключевых мировых регионов как экономически так и с точки зрения военной безопасности. Северный Ледовитый океан может быть кратчайшим путём для возможного ядерного удара по территории России. Особую опасность такой удар представляет ввиду малого времени подлёта (порядка 15 минут) стратегических ракет с подводных лодок США из евразийской акватории Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых) к пунктам базирования РВСН на Урале и в Сибири. За счёт такого короткого времени подлёта США и НАТО надеются преодолеть ядерный паритет России за счёт быстрого уничтожения основы российского ядерного щита. Кроме того Арктика набирает потенциал конфликтности из-за споров арктических государств о территориальной принадлежности участков морского шельфа не входящих в исключительную экономическую зону того или иного арктического государства. Продолжающаяся и нарастающая милитаризация Арктики заставляет задуматься над военными методами защиты интересов России в Арктике и возможными последствиями арктического военного конфликта.

Основные арктические игроки и их военные возможности в регионе

Основными претендентами на дележ Арктики являются:

1) Россия - как обладательница самого большого арктического побережья, арктического водного сектора, а также самого большого континентального шельфа;

2) НАТО, в эту организацию входят все пять остальных стран (США, Канада, Норвегия, Исландия и Дания) имеющих побережье и территориальные воды в Арктике;

3) Китай, не имеет побережья и территориальных вод в Арктике, но за счёт наращивания своей экономической, а как следствие и военной мощи (в том числе прежде всего многочисленного строящегося военного флота) может попытаться включится в дележ международного арктического шельфа - скорее всего примкнув к одной из двух сторон (к России либо к НАТО).

В целом на данный момент арктические военные потенциалы России и НАТО оцениваются поверхностно, военные возможности Китая не оцениваются совсем. Предполагается что основной целью милитаризации Арктики является необходимость полного или частичного уничтожения военной группировки потенциального противника с последующим беспрепятственным использованием акватории этого противника в экономических целях (прежде всего подход НАТО). Сейчас многими экспертами, в том числе западными указывается на тотальное превосходство России перед Западом в количестве ледоколов и этот факт подаётся как беспокоящее Запад военное преимущество России в Арктике. Но ледоколы не являются военными кораблями, главное военное значение в Арктике будут иметь:

1) Именно военный флот, который может быть быстро переброшен в Северный Ледовитый океан из Тихого или Атлантического;

2) Авиация, в том числе стратегическая;

3) Системы ПВО. По количеству флота, авиации и ПВО Россия существенно уступает НАТО, поэтому единственной возможностью достигнуть арктического военного паритета для России является размещение тактического ядерного оружия в виде ракет на флоте и ракет и бомб на военных самолетах. Можно предположить что и НАТО пойдёт сходным путём;

4) Четвертым компонентом арктической обороны России должны стать передвижные ракетные комплексы типа «Искандер» которые позволят провести превентивную ядерную и/или не ядерную атаку по аэродромам НАТО.

Военные возможности Китая в арктическом регионе в целом скромнее и исчерпываются флотом, также потенциально вооруженным корабельным ракетным оружием способным нести тактические ядерные заряды. Авиация Китая будет ограничена своей привязанностью к авианосцам количество которых Китай в будущем намеревается довести до трёх. С учётом выше написанного выстраивается примерный военный паритет между Россией и НАТО (за счёт тактического ядерного оружия России) и вторичность роли Китая в регионе.

Военное сдерживание в Арктике

Основой для военного сдерживания как НАТО, так и Китая должен стать сам факт экономической неэффективности военного конфликта с Россией в Арктике для этих стран. Так общей особенностью США и Китая является наращивание многотоннажного - дорогостоящего военного флота, в том числе авианосцев (которые после развития гиперзвукового ракетного оружия уже получили статус плавучих гробов) в то время, как ключевым моментом военного сдерживания в Арктике будут ракеты (в том числе с тактическими ядерными зарядами) способные уничтожить флот и аэродромы противника, стоимость таких ракет (к примеру систем Циркон, либо Искандер) на порядки меньше стоимости военного флота и аэродромов военной авиации (даже ракет вооружённых ядерными зарядами - численность американского и китайского флотов за ближайшие двадцать лет не выйдет за 400 кораблей у каждого потенциального противника. В то же время Россия располагает порядка 36 тонами оружейного плутония что в совокупности даёт около 6 тысяч ядерных зарядов, без учёта тех зарядов что уже стоят на вооружении) возможность уничтожения дорогостоящего флота и аэродромов с военной авиацией (которая при превентивном ударе Искандерами может вообще не успеть взлететь) делает неэффективной военную борьбу Китая и НАТО за ресурсы российской Арктики. В то же время Россия может противопоставить своим потенциальным противникам так называемый " москитный флот " из кораблей и катеров малого размера, не высокой стоимости, но способных после переоборудования нести тактическое ракетное оружие, а также передвижные ракетные комплексы наземного базирования и авиацию.

Возможность распространения арктического военного конфликта на другие регионы

Прежде чем перейти к описанию возможного военного столкновения в Арктике, стоит попытаться понять к чему для России может привести военный ответ на провокации НАТО и/или Китая в Северном Ледовитом океане? У США уже есть отработанная методика территориальных провокаций на море, к примеру США осуществляют пролет своей военной авиации и проплыв военных кораблей через спорные воды возле архипелага Спратли в Южно-китайском море, ситуация в этих водах отчасти сходна с ситуацией в Арктике - есть шельф с суммой полезных ископаемых (прежде всего углеводородов) на один триллион долларов (в Арктике в разы больше, от чего и борьба будет жёстче) . Есть государства оспаривающие принадлежность шельфа и его ресурсов, это с одной стороны Китай (у него наибольшая часть шельфа) есть остальные игроки - Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Тайланд, которые оспаривают права Китая на участки шельфа (вам это ничего не напоминает?

Китай в Южно-китайском море в том же положении что Россия в Арктике) и есть США которые там никаким боком, но поддерживают оппонентов Китая, надеясь потом добывать углеводороды в спорных водах. США проплывают и пролетают над китайскими водами, тем самым давая понять что прямым военным путём не признают принадлежность вод Китаю.

Можно предположить что когда дело дойдёт до практического освоения глубоководного шельфа Арктики то США попытаются аналогичным образом действовать и в российской арктической акватории. Дальше нужно понять что делать России? Либо позволить США игнорировать принадлежность российских территориальных вод, либо как это ни печально - применить против США и НАТО оружие в предупредительных целях, после чего США могут применить военную силу в ответ и у нас могут быть погибшие. Тут важен вопрос - насколько может разрастись такой конфликт и может ли он привести к противостоянию с США и НАТО в других регионах - в Европе и на Дальнем Востоке (с учётом размещения войск США в Японии и Южной Корее), кроме того возможен конфликт по всей протяженности российской китайской границы в случае аналогичного военного конфликта с Китаем в Арктике. Насколько вероятны такие сценарии? Недавно была принята новая ядерная доктрина США, которая в определённых моментах повторяет российскую ядерную доктрину, а именно США собираются применять ядерное оружие против не ядерных военных угроз.

Можно предположить что при атаке Россией не ядерными средствами против флотов НАТО и США, последние могут нанести по России ядерный (ограниченный) удар, могут, но вряд ли на это пойдут, как и на войну в Европе. США не рискнут нанести ядерный удар по какому-либо российскому городу - поскольку получат ответный ядерный удар по своему населенному пункту и возможность нарастания неограниченной военной эскалации. То же самое касается открытия боевых действия на западной границе России и на Дальнем Востоке которые могут перерасти в массированный обмен тактическими, а затем и стратегическими ядерными ударами. Примерно такая же логика будет и у Китая, ни США, ни Китай не рискнут вывести конфликт за пределы Арктики - если такой конфликт начнётся.

Сценарии возможного военного конфликта Россия - НАТО - Китай в Арктике

В случае если России не удастся дипломатическим путём отстоять свои воды от конкурентов, ей придётся применить военные методы. Предполагаются как минимум три варианта событий:

1) Маловероятный, США и их союзники по НАТО и/или Китай попытаются разместить одну или несколько добывающих платформ в водах на которые претендует Россия;

2) Более вероятный, те же государства попробуют разместить добывающие платформы, но ещё и под защитой флота;

3) Флот может быть размещен в наших водах и без добывающих платформ.

В первом варианте как ответ на агрессию США предполагается десантная операция с захватом и выведением из строя чужих платформ и с арестом их персонала. В случае наличия в наших водах иностранного флота десантная операция без уничтожения или вытеснения этого флота становится невозможной. Для нейтрализации флота противника российской арктической военной группировке нужно будет предпринять ряд шагов:

1) Атака торпедами с подводных лодок с максимально возможного для такой атаки удаления (для этого можно применить новые специальные российские торпеды со скоростью 500 км/ч. и повышенной дальностью) учитывая большое количество переборок в современных кораблях - такой торпедный залп не потопит корабли НАТО, но может надолго вывести их из строя, в том числе лишит их возможности преследования наших подлодок;

2) Как альтернатива первому варианту надводными кораблями провести атаку тараном как это уже имело место при Карибском кризисе и в Чёрном море когда наше старое дешевое пограничное судно принялось таранить дорогой американский военный корабль - тот просто сбежал из наших вод.

В случае, если последнее предупреждение не подействует нашим военным, придётся нанести ракетный удар по флоту НАТО - первый - без ядерных зарядов. При таком развитии событий у России будет преимущество так как она сможет нанести удар из глубины континента с помощью Искандеров и крылатых ракет доставляемых стратегическими бомбардировщиками Ту-160 (при этом такие самолёты не приближаются к цели сколько-либо близко - запуская ракеты издалека за несколько тысяч километров) при таком ударе и бомбардировщики и ракетные комплексы будут неуязвимы из-за большого расстояния и быстрой смены местоположения, кроме того если быстро вывести наши военные базы то ответный удар НАТО придётся в пустоту и не будет эффективным.

В случае попытки НАТО пойти на эскалацию конфликта - ввести в бой новые силы, в том числе из других регионов и активизировать обмен ракетными ударами, российские военные для начала могут предпринять предупредительный ядерный удар на расстоянии нескольких десятков километров от флотилии НАТО, если это не произведёт должного впечатления то в конфликте будет использовано российское тактическое ядерное оружие размещенное в крылатых ракетах на Искандерах, Ту-160 и москитном флоте. После этого НАТО окончательно поймёт что воевать с Россией нельзя, как и претендовать на её территории.

Остаётся надеяться что Россия сможет нарастить свою военную силу до такой степени что мы никогда не увидим ни одного вражеского корабля или самолёта и ни одного вражеского солдата в нашей мирной Арктике.

В последнее время мировая общественность и средства массовой информации особенно пристально фокусируют внимание на возрастающем значении российской Арктики как ресурсной базы, крупной транспортной артерии и стратегически важного плацдарма для обороны северных границ нашей Родины. Более того, возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального геополитического влияния.

Основной акцент делается на трёх составляющих значимости Арктики:

  • во-первых, природные богатства, прежде всего колоссальные нефтегазовые запасы;
  • во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной и надёжной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР;
  • в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе.

Освоение огромных энергетических ресурсов, составляющих примерно треть запасов нашей планеты, а также прогнозируемое потепление в Арктике дали начало особо динамичной интенсификации экономических, политических и .

Притязания стран на арктический шельф

До недавнего времени главным сосредоточием мировых экономических, политических и военных интересов был Ближний Восток. Сегодня специалисты обоснованно считают, что данная парадигма, остававшаяся неизменной многие десятилетия, в ближайшей перспективе сменится на другую — акцент мирового внимания объективно смещается в Арктику, что мы сегодня и наблюдаем.

Русский Север служит не только богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции: оборонную, экологическую, рекреационную.

Проведённые исследования показывают, что геополитические и иные факторы, которые оказывают влияние на развитие Арктики, распределяются следующим образом:

  • географический, 30%;
  • военный, 21%;
  • экономический, 18%;
  • экологический, 10%;
  • политический, 5%;
  • демографический, 5%;
  • интеллектуальный, 5%;
  • культурно-религиозный, 3%;
  • этнический, 3%.

Каждый из этих относительно самостоятельных факторов необходимо учитывать при формировании долгосрочной политики развития Арктического региона.

Вслед за обоснованным превращением Арктики в важнейший регион мировой экологии, экономики и политики, закономерно следует и его ускоренная, навязываемая Западом милитаризация. Такова объективная реальность. Более того, борьба за ресурсы и уникальные транспортные возможности полярного региона превращают его в центральную геополитическую арену XXI века.

Сегодня, как никогда ранее, . Уместно напомнить, что исторически борьба за Север насчитывает многие сотни лет, практически с момента величайших открытий русских мореплавателей. На протяжении всей нашей истории Запад стремился вытеснить Россию с её исконных северных территорий. Настоящий период не исключение. Сегодня интенсивность борьбы за русский Север особенно высока, ещё более высока цена его утраты.

Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяжённости арктических участков границ между странами региона. Более того, Арктика выступает своеобразным буфером между основными мировыми центрами: США, Западной Европой, Россией, Японией, Китаем. В настоящее время из-за глобальных изменений в структуре мировой политики и экономики, окончательно сформировавшихся агрессивных целей НАТО применительно к Северу, назрела необходимость серьёзно переосмыслить роль и место арктической зоны как в системе обороны России, так и в стратегии её дальнейшего развития.

В последнее время Арктика переживает беспрецедентную военную экспансию со стороны НАТО, а её милитаризация становится важнейшей стратегией альянса и одним из основополагающих факторов распределения сил в регионе. С учётом наметившейся его милитаризации, обстановку в Арктике многие аналитики рассматривают как «последний передел мира». Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным территориальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление, особенно на Севере, превращают борьбу за Арктику в важнейший элемент мировой геополитики, а также в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более чётко.

По словам одного из высокопоставленных чиновников альянса, Арктика объявлена стратегически важным объектом НАТО. Цитируем: «Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников».

Следует также особо отметить, что перспективные планы НАТО и международные претензии на запасы первичных ресурсов Арктики постепенно становятся главными темами обсуждений между различными государствами альянса и отдельными приглашёнными странами.

Сегодня не вызывает сомнения активное участие европейских стран в милитаризации Арктики, которая становится важнейшим элементом их внешней политики.

В последнее время активизировались военные учения в Арктике, в которых ежегодно принимают участие до 10 государств. Только за последние 5 лет военный контингент западных Арктических стран увеличен в десять раз.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, не остался в стороне от активизации интереса мирового сообщества к природным ресурсам Арктики и хочет иметь свою долю в регионе. По китайской официальной версии, Пекин планирует расширить научные исследования полярных регионов планеты. При этом руководство Китая демонстративно подчёркивает, что освоение Арктики соответствует геополитическим интересам страны.

Можно однозначно утверждать, что в настоящее время Арктика, некогда игравшая роль буфера между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем — становится полигоном большой военно-стратегический игры. Все это обоснованно выводит арктический вектор российской геополитики на передний план.

Следовательно, Арктический регион, уже в ближайшей перспективе может стать настоящим «полем боя» между Западом, Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать, что интерес к региону проявляют также и такие страны, как Япония и Южная Корея.

Таким образом, Арктике недолго осталось быть своеобразной «терра инкогнито» — регионом общим и ничьим. Сегодня стоит вопрос: либо мы, либо НАТО.

Транспортные возможности и потенциальные запасы ресурсов Арктики приводят к тому, что военное присутствие с целью контроля и защиты национальных интересов заинтересованных стран становится в регионе объективной реальностью.

Для того, чтобы правильно распорядиться этим богатством, превратить его в капитал, достаточный для развития страны в наступившем столетии, или, как минимум, его не потерять, России необходимо выстроить всю государственную вертикаль, обеспечивающую прагматически жёсткое, нацеленное на будущее освоение полноценной жизни на этих территориях. Мы все должны однозначно исходить из того, что освоение и развитие Севера — это одна из нынешних главных проблем в обеспечении национальной безопасности. Построение политики, основанной на идее приоритетности для России освоения жизни на Севере, может выступить важнейшим средством постановки целей национального развития и национальной консолидации.

Первоначальной и одновременно важнейшей задачей в освоении богатств русской Арктики является научно-обоснованное установление её законных границ, которые должны быть признаны мировым сообществом. Создание социально-экономических условий для реализации инновационной экономики на Севере, несомненно, является результатом деятельности человеческих ресурсов различного качества.

Для современной России Север следует рассматривать как объективную возможность для демографического роста в веке наступившем.

Пока Русский Север не обладает ресурсами для его начального развития или даже для элементарного обеспечения нашего присутствия в регионе.

Усиление значимости человеческих ресурсов как ведущего фактора решения проблем развития северного региона и социально-экономических преобразований жизни населения Севера требует пересмотра подходов и традиционной структуры социальной политики, проводимой в отношении его коренного населения.

Историко-культурная ценность Севера не менее очевидна, чем природная. Жизненный уклад, языки народов Севера, их культурное наследие — важный пласт всей мировой культуры.

Необходимо направить усилия государства на создание и совершенствование правовой базы в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а также в кратчайшее время сформировать обоснованные финансовые инструменты государственной поддержки их социально-экономического развития. При этом особое место следует уделить разработке специальных льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть северные народы на их историческую родину, а также разработать комплексную программу сохранения их ценнейшего культурного наследия, традиционного уклада жизни, языка и религии. Важно активизировать работу Ассоциации коренных народов Севера, направляя её деятельность на обеспечение роста этнического самосознания его народов.

Политика развития арктического региона должна иметь конечной целью создание квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров наряду с образованием развитого индустриального комплекса на базе уникального природно-ресурсного потенциала. При этом следует бережно относится к богатому этнокультурному достоянию коренных народов Севера.

Требует внимательного учёта и тот факт, что сегодня усиливается воздействие ряда стран и международных организаций на представителей коренных малочисленных народов Севера, соблюдение прав и социальная защищённость которых требуют повышенного внимания со стороны государства. Используя недовольство представителей северных народностей своим положением, иностранные эмиссары пытаются выступать в роли их защитников, подогревается сепаратизм, в том числе на национальной основе. Требование обеспечить право коренного населения на земли исконного обитания и природные ресурсы, используемые в целях жизнеобеспечения, — это одна из точек потенциальной напряжённости на севере планеты.

Север по праву считается естественным и очень мощным эколого-географическим препятствием наметившейся и постоянно усиливающейся экологической деградации планеты. Не менее важно и то, что Север, по большому счету, формирует климат Земли. Мы должны чётко понимать, что открытие новых месторождений, государственное управление добычей первичных природных ресурсов может и должно стать сегодня чрезвычайно эффективным и статусным видом воздействия России на мировой оборот первичных природных энергетических ресурсов, своего рода экономическим оружием и даже мощным средством давления и влияния нашего государства на мировую политику. Учитывая ярко выраженную ресурсную направленность нашей современной экономики, добычей и поставкой полезных ископаемых с северных территорий на мировые рынки нужно умело и гибко управлять.

Север может стать полигоном для отработки и внедрения принципиально новых универсальных социально-гуманитарных технологий и технологических платформ.

Энергообеспечение морской деятельности в Арктике имеет ключевое значение для всех видов освоения и развития этого важнейшего региона, в первую очередь, для наиболее энергоёмких — морских грузоперевозок и освоения арктического шельфа. При этом наличие атомных ледоколов было, есть и в перспективе будет важнейшим гарантом решения такой задачи.

Перспективным в ближайшие годы для использования в ледовых условиях Арктики является применение ледостойких гравитационных или иных буровых платформ.

Формируя основные аспекты северной политики, мы должны учитывать, что при существующих масштабах и тенденциях мировой добычи нефти и газа, с учётом резкого расширения ёмкости азиатского рынка, ресурсы Баренцева и Карского морей могут стать важным фактором в обеспечении сбалансированности европейского рынка и сохранения на необходимом уровне энергетической безопасности России.

Одной из ключевых проблем на Севере является защита национальных интересов России на морских коммуникациях в международных водах. Нормы права здесь должны подкрепляться активным силовым военным присутствием нашей страны, которое диктуется не только противоречиями на межгосударственном уровне, но и активизацией деятельности международного терроризма на море.

Очевидно, что реализация государственной политики в данном регионе будет осуществляться поэтапно.

Первоначально необходимо обеспечить и завершить:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ;
  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов арктической зоны РФ;
  • реализацию целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, вкплючая формирование государственной программы развития арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
  • реализацию перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием арктической зоны РФ.

В последующем должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке первичных энергетических ресурсов;
  • решение задач структурной перестройки экономики в арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
  • создание единого информационного пространства арктической зоны РФ.

Завершающий этап — это превращение арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

В целом России необходима разумная долгосрочная национально ориентированная северная политика как важнейший фактор обеспечения её национальной безопасности.

Двусторонние контакты в международной практике являются делом обычным и постоянным. Вот и визит госсекретаря Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон 1-2 июня с.г в Норвегию, казалось бы, не был объявлен как нечто особенное. После пребывания в столице Норвегии городе Осло миссис Клинтон в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север этой страны в город Тромсё. Здесь состоялись переговоры, касавшиеся проблем Арктики, а если быть точнее — проблем борьбы за Арктику, которая постепенно входит в активную фазу. Переговоры проходили за закрытыми дверями, многое за этими дверями и осталось, и судить о них можно лишь по последовавшей пресс-конференции.

О чем конкретно шла речь? Первое, что обратило на себя внимание, – это неумеренная активность двух политиков в сферах, где полномочий представителей только двух арктических стран явно недоставало.

Речь шла в первую очередь о возможности «интернационализации» ресурсов Арктики и Северного морского пути. Американцы и норвежцы выразили намерение «устанавливать правила» для этого региона мира. По словам Х.Клинтон, «администрация президента Обамы настаивает на ратификации закона Конвенции о морях, который обеспечивает международную основу для изучения новых возможностей в Арктике. Конвенция устанавливает правила движения, которые защищают свободу судоходства, обеспечивают безопасность на море, служат интересам каждой нации, которая пользуется морскими путями для коммерции и торговли, а также устанавливает основу для разведки природных ресурсов, которые могут присутствовать в Арктике». Казалось бы, все выглядит гладко, но за этой благозвучной фразой кроется большая проблема – проект закона Конвенции существует давно, но он так и не предложил универсального варианта разделения международной и национальной компетенции ни в прибрежных, ни в экономических зонах арктических государств. Его следует «довести до ума», но как раз этого американцам и норвежцам не нужно. С теми «дырами», какие проект имеет сейчас, он позволит истолковывать интересы разных государств в Арктике по праву сильного.

Более того, в Арктике не достигнуто разделение шельфов по национальной принадлежности, и соваться туда со «свободой международной деятельности» означает стремительно наращивать клубок проблем, чреватых самыми драматическими последствиями. Например, претензии России на владение хребтом Ломоносова ничего кроме смятения на Западе не вызвали. Российские ученые установили, что хребет, начинаясь от российского побережья, пересекает центральную часть Северного Ледовитого океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Ширина варьируется от 60 до 200 км. Это огромная территория, далеко выходящая за пределы 200-мильной экономической зоны РФ. В 2002 году Россия обратилась с заявкой в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, в которой аргументировалось предложение об установлении новых границ континентального шельфа России, выходящих за пределы установленной 200-мильной зоны (однако в пределах российского Арктического сектора). Одним из аргументов российской стороны было утверждение о том, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением континента. Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила российскую заявку и вопрос о перспективах освоения шельфа завис в воздухе.

Это типичный пример того, что огромное Арктическое пространство в определенном смысле напоминает территорию Дикого Запада, в которую готовы устремиться переселенцы из разных стран, утверждая свои захваты правом сильного. Именно на это и похожи намерения американских и норвежских политиков.

В целях реализации своих амбиций они собираются использовать международный инструмент Арктического совета.

Арктический совет был создан в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты природы уникальной полярной зоны. Он состоит из восьми государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). И занимается проблемами экологии Севера, а также сотрудничеством в авиационном и морском поиске и спасении.

Казалось бы, такого рода организации можно только приветствовать, если бы не одно «но». Но чем дальше, тем больше: совет становится органом на услужении основных западных участников, и в первую очередь США, а Россия все больше и больше отодвигается на периферию этой активности. Вот и на сей раз госсекретарь США обозначила в составе Арктического совета некий «центр» из пяти стран: США, Норвегии, Швеции, Исландии и еще одной, не названной страны (но явно не России), который и «станет ядром» освоения Арктики.

В Тромсё к 2030 году будет построен международный центр, и именно здесь разместится постоянный секретариат Арктического совета. К тому же США были названы «важнейшим» государством Арктического совета, как бы автоматически получая роль координатора и куратора его работы. О крупнейшей державе арктического побережья – России, контролирующей весь Северный морской путь, – не шло даже и речи.

Зато высказанные планы, как и положено, звучали благостно. В них и слова не было сказано о реальных амбициях участников, зато многоречиво повествовалось о спасении арктической экологии. В частности, Х.Клинтон заявила: « Соединенные Штаты и Норвегия намерены поощрять ответственное управление этими ресурсами(?) , и мы сделаем все возможное для предотвращения и смягчения последствий изменения климата. Я выделяю новые партнерские отношения, что я определила как «Коалицию за климат и чистый воздух» (the Climate and Clean Air Coalition), и мы очень рады, что Норвегия является членом ее. Поэтому я хочу поблагодарить Норвегию за внесение первоначального обязательства в полтора миллиона долларов, а также залог Норвегии в один миллион долларов специально на целевую программу по черному углероду в Арктике. Я очень благодарна, что у нас была возможность встретиться с главой Statoil и представителем новой компании Norwegianers и с ExxonMobil и обсудить с ними возможности сокращения выбросов метана и сажи нефтяными и газовыми компаниями в процессе собственного производства…»

Казалось бы, Х.Клинтон умело подменила арктическую проблематику проблемой экологии, только неясно, какое отношение участники имеют к «ответственному управлению (чужими!) ресурсами» и идет ли речь в программе по черному углероду в Арктике только о предотвращении разливов нефти или о чем-то другом?

Некоторое разъяснение этим вопросам дает следующая фраза Х.Клинтон: «…и вы правы, что многие страны поглядывают на то, что станет потенциалом для разведки и добычи природных ресурсов, а также на новые морские пути, и все чаще выражают заинтересованность Арктикой. И мы хотим, чтобы Арктический совет оставался главным учреждением, которое занимается вопросами Арктики. Таким образом, одним из вопросов повестки дня, как мы представляем, является возможность для других стран, очень далеких от Арктики, больше узнать об Арктике. Эти страны должны быть интегрированы в рамках сотрудничества, которые мы создаем и, по сути, устанавливаем некоторые стандарты, которым, нам хотелось бы, следовали все».

Миссис Клинтон мягко стелет. Но из сказанного становится очевидным, что Арктический совет превращается в структуру, курирующую весь процесс освоения Арктики, и это будет делаться под руководством узкой группы государств, обозначенной на встрече в Тромсё.

Процесс освоения Арктики без привлечения к нему России (или невключение ее в «ядро управленцев») будет являться подобием самозахвата чужой территории, потому что без претензий на «освоение» богатств, которые Россия считает своими, здесь обойтись не может.

Русская арктическая территория является богатейшей в этом районе. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

Кроме того, «самозахват» нельзя исключать потому, что реальные возможности РФ защищать свои интересы в Арктике резко снижены. Слабость конкурента всегда была для потомков покорителей Дикого Запада главным основанием для того, чтобы игнорировать его интересы.

Сильно ослаблено военное прикрытие Севера. Северный флот стареет и практически не пополняется новыми кораблями. В его состав входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных (7 в ремонте) и 7 дизельных (1 в ремонте) подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера (1 в ремонте), 2 эсминца, 5 больших (2 в ремонте) и 6 малых (3 в ремонте) противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей (3 в ремонте). Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку. Из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».

Если иметь в виду, что протяженность нашего арктического побережья насчитывает почти 20 тыс. км, а Северный флот, по сути, считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим» и призван решать стратегические задачи, то становится ясным, какова нехватка военно-морского потенциала на этом направлении. Для ВМС НАТО, состоящего из сотен боевых кораблей, это не соперник.

Не лучше обстоит дело и с охраной побережья. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов. Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть – зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше – до Берингова пролива – нет ничего.

Атомный ледокольный флот деградирует и не обновляется более 20 лет. В случае если иностранные компании начнут массово ставить в экономической зоне РФ буровые платформы, то у России возникнет большая проблема силового воспрепятствования этой тенденции, так как для этого нужны специальные силы и средства. Тем более проблема вырастет, если эти буровые платформы возьмут под защиту ВМС соответствующих государств. Реальна ли такая угроза? В последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО» в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.

Отдельной главой следует рассматривать проблему Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья .

После экспедиции Отто Шмидта (1932 год) Северный морской путь Мурманск – Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы. Но сейчас функционирует только отрезок от Мурманска до Диксона, а Севморпуть нужен мировой экономике в прежнем виде. Значит, вскоре обозначится интерес к его восстановлению со стороны зарубежных государств. Тем более что в результате глобального потепления значительная часть льдов Арктики и Антарктиды подверглась разрушению и Северный путь становится всё более доступным.

Северный путь более выгоден, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее – в Малаккском проливе и особенно в Красном море шалят пираты. Это лакомый кусок, который не может остаться без внимания международных корпораций. Поэтому уже сегодня в Южной Корее и КНР, не имеющих отношения к Арктике, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.

Что же делается Россией для выправления ситуации?

Российское правительство разработало «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» еще несколько лет назад. На первом этапе 2008-2010 гг. ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции, присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов — в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

До 2020 года планируются:

— модернизация портов;

— МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;

— в 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет»;

— есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой.

Это все нужные и полезные планы, но они не предусматривают вероятность жесткого столкновения интересов в этом районе мира. Поэтому кроме мер, предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», крайне необходимо:

— немедленно начать строительство нового ледокольного флота;

— стимулировать сырьевые корпорации на разработку национального шельфа независимо от его признания ООН;

— разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

— немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировав его на главную задачу – защиту Русской Арктики;

— создать специальное боевое подразделение, способное реально представлять силовые аргументы в точках будущего столкновения интересов в этом районе мира;

— на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до русских кладовых Севера.

В целом же эксперты говорят о том, что потенциал русской Арктики дает возможность разработать национальный мегапроект, который стал бы одним из основных локомотивов модернизации экономики. Но для того чтобы включиться в начинающуюся «Северную гонку», России придется напрячь усилия и сконцентрировать на данном направлении колоссальное количество средств.


Дмитрий Седов

http://www.fondsk.ru/rubrics/avtorskaja-kolonka.html

Владислав Кудрик суббота, 25 февраля 2017, 15:10

В феврале 2017 года Россия провела в Арктике испытания военной техники Фото: mil.ru

В ноябре российский президент Владимир Путин заявил, что Россия должна ускорить освоение своих территорий в Арктике и на Дальнем Востоке, сделав акцент на необходимости взаимодействия между учеными, властью и бизнесом. При этом ранее он призывал не превращать Арктику в место для геополитических игр военных блоков и раздела сфер влияния. Подобные заявления звучали также из уст западных лидеров. Тем не менее именно : строит военные базы и расширяет Северный флот. Похоже, Арктика становится новой площадкой для гонки вооружений, огня которой могут поддать территориальные споры между рядом северных стран. Ситуацию вокруг региона принято характеризовать, как холодную войну.

Арктическая шизофрения

В середине января стало известно о планах Минобороны РФ построить в 2017 году в российской арктической зоне более 100 объектов инфраструктуры. Объекты расположены на территории военных баз на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, острове Среднем, мысе Шмидта, островах Котельный и Врангеля. На данный момент на реконструкции находятся шесть советских военных и радиолокационных баз, и некоторые из них собираются открыть уже к концу 2017-го. Например, базу "Арктический трилистник" на острове Земля Александры, рассчитанную на 150 военных, где можно находиться автономно до полутора лет. На территории также могут базироваться военные самолеты - например, истребители МиГ-31 или бомбардировщики Су-34. На острове Котельный строят "Северный клевер", крупнейшую российскую базу в Арктике, где будут находиться ракеты ПВО и штат в 250 человек.

Ранее в январе в РФ отчитались о размещении на острове Врангеля нового российского радиолокационного комплекса "Сопка-2" для наблюдения за арктическим воздушным пространством, на Кольском полуострове планируют установить в этом году известные системы ПВО типа С-400, ранее размещенные в Сирии. В Арктику Россия отправляет не только установки класса "земля-воздух", но и противокорабельные ракеты, современную снегоходную и вездеходную технику. В прошлом месяце неподалеку от финских и норвежских границ прошли очередные учения сформированной в 2015 году арктической бригады с использованием собачьих и оленьих упряжек. И хотя некоторые западные таблоиды посмеялись над такими учениями, Россия таким образом напомнила, что оленей во время Второй мировой войны использовали советские военные: для транспортировки, эвакуации, забрасывания разведчиков. Российское Минобороны сознательно распространяет фотографии таких учений. Как пишет интернет-издание Quartz , так РФ показывает западным странам, что знает Арктику лучше.

Сейчас у России в регионе две специальные бригады, и Москва планирует сформировать третью, а также спецподразделения береговой обороны. В отличие от советских времен, Москва ставит в Арктике не на ядерные вооружения, а на мобильные вооруженные силы. Текущую арктическую стратегию подписали в 2008 году, и она будет действовать до 2020 года.

Все это не очень хорошо сочетается с заявлением Владимира Путина, который в прошлом году призывал не превращать Арктику в место для геополитических игр военных блоков и раздела сфер влияния. В конце марта в Архангельске пройдет двухдневный Международный арктический форум "Арктика – территория диалога", главная тема которого - "Человек в Арктике". Обсуждать будут различные вопросы от российских приоритетов до инвестиционной привлекательности и кадрового обеспечения региона. Этот форум должен стать уже четвертым, и посетить его планируют президенты Исландии и Финляндии Гвюдни Йоуханнессон и Саули Нийнистё, премьер-министр Швеции Стефан Левен и вице-премьер Китая Ван Ян. Присутствовать будет и Владимир Путин.

Учения отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота Фото: mil.ru

Единственный лидер гонки

Недавно агентство Reuters опубликовало материал , где утверждается, что с наращиванием Россией военного потенциала своего Северного флота немногие страны смогут с ней поспорить. Московский корреспондент Reuters Эндрю Осборн цитирует главреда российского журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова: "Военная активность России в Арктике немного провокационна. Это может спровоцировать гонку вооружений". По его словам, модернизация войск и военной инфраструктуры идет "беспрецедентными темпами, невиданными даже в советские времена".

Сейчас у РФ 40 ледоколов (больше, чем у всех остальных стран вместе взятых), 6 из которых атомные. В это время строятся еще 11 ледоколов, три из них атомные, а в их числе - и самый большой в мире. Один из ледоколов предназначен для Северного флота. Ни одна другая страна не использует для расчистки морских путей для гражданских и военных судов атомные ледоколы. Единственный оставшийся у американцев большой ледокол - уже довольно старый, ведь "Полярной звезде" более 40 лет - сейчас стоит на капремонте на Гавайях. И в ближайшие лет 10 новые не построят, поскольку две американские судостроительные компании, которые могли это сделать, закрылись. Чтобы купить ледокол под заказ за границей, согласно американскому законодательству, необходимо специальное разрешений с объяснением первостепенной необходимости для национальных интересов США. Еще один факт: во всем регионе военные базы США есть лишь в Гренландии.

Именно через Арктику проходят кратчайшие траектории полета стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет из России в США и наоборот.

Привлекательность арктического региона повышается с глобальным потеплением. С 1970-х годов ледяного покрова там стало меньше на 40%. В будущем в регионе, вероятно, будет легче рыбачить, а за счет Северного морского пути маршрут из Европы в Азию сократится на треть. Если России удастся закрепиться в Арктике, это даст ей большие геополитические возможности и финансовые перспективы. Согласно оценкам геологической службы США, в арктическом регионе находится около 22% неразведанных запасов нефти и газа.

Два года назад Россия подала в ООН заявку на расширение ее континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова. Свои заявки подали Канада и Дания - они частично затрагивают зоны российского интереса. Ранее новыми морскими территориями обросла Норвегия, чью заявку в ООН удовлетворили. Заключение комиссии ООН не отдает воды тому или иному государству, а лишь является геологическим обоснованием в международный спорах. В этом одна из главных проблем, ведь сторонам придется договариваться. Решение по российскому обращению теоретически могут принять уже в 2017 году, но есть и вероятность, что процесс займет несколько лет. Дания же ожидает ответа на свою заявку не ранее 2022 или 2023 года, что дает Москве преимущество во времени. Обнародованный в декабре доклад разведки Дании свидетельствует, что в этой стране боятся, что Россия может посчитать рекомендации комиссии окончательными и прибегнуть к демонстрациям военной мощи.

В таком случае Россия может де-факто получить богатый углеводородами участок шельфа с запасами в около 4,9 млрд тонн топлива. Добыча со дна пока невозможна, но, согласно прогнозам, через 30-40 лет Северный Ледовитый океан, возможно, в течение пары месяцев в году будет свободен от льда.

Другие большие игроки в Арктике - это США, Канада, Норвегия и, с недавнего времени, Китай, претендующий прежде всего на транспортные дивиденды. Определенные интересы есть у Исландии и Дании, которой принадлежит Гренландия. Вместе с Швецией и Финляндией и без Китая эти восемь стран составляют Арктический совет - главную институцию в вопросах Арктики. Наращивание Россией мышц в Арктике не может не беспокоить эти страны. В январе три сотни американских морпехов высадились в Норвегии. Их развертывание продлится шесть месяцев. Это первый случай после завершения Второй мировой, когда в Норвегию пустили иностранных военных. Следит за ситуацией в регионе и НАТО. Последние военные учения прошли здесь в 2015 году, при участии шести стран-членов Альянса . Правда, если Россия разместила в Арктике свой сильнейший флот, сил Североатлантического альянса там практически нет.

В уже упомянутом отчете датской разведки действия России в Арктике названы оборонительными. В частности, указывается, что атомные подлодки российского Северного флота после таяния льда будут больше нуждаться "в защите от воздушного нападения". С другой стороны, датские аналитики признают, что "Россия будет по-прежнему сдвигать линию обороны как можно дальше на север" в дополнение к "более наступательной демонстрационной политике".

Европейские страны тем временем уделяют больше внимание проблемам экологии: именно вокруг этого вопроса построена арктическая стратегия ЕС. Понятно к тому же, что ни одна европейская страна, кроме Норвегии, не может всерьез соперничать в Арктике с Россией, Канадой или США.

Как написал в шведском издании Utrikesmagasinet эксперт Шведского института внешней политики Ингмар Ульдберг, Россия вряд ли представляет угрозу государствам региона, поскольку уже сейчас доминирует в Северном Ледовитом океане, и это общеизвестно. Но проблемой могут стать новые территориальные претензии.

Атомный ракетный крейсер "Петр Великий" Фото: mil.ru

Снежная слепота

На политическом уровне соперничество с Россией в Арктике обсуждают очень неохотно, предпочитая сосредоточиться на выгодах от сотрудничества и коммерческой деятельности в регионе. Станут ли включаться в гонку вооружений в Арктике Соединенные Штаты при Дональде Трампе - то еще вопрос. На слушаниях по случаю вступления в должность министра обороны США Джеймс Мэттис заявил, имея в виду Арктику, что "не в наших интересах оставлять какую бы то ни было часть мира". Сенатор от Аляски Дэн Салливан сообщил, что в отдельном письме Мэттис назвал действия РФ в Арктике "агрессивными шагами" и пообещал сделать выработку стратегии США в этом вопросе первоочередной задачей.

Если судить по публичным заявлениям Дональда Трампа, он вряд ли собирается соперничать с Россией в Арктике. С другой стороны, он прекрасно знал, кого назначает руководителем Пентагона. Вдобавок, судя по заявлениям президента США, в его планах увеличить мощность и численность американских вооруженных сил, в частности ВМС. Но касается это в первую очередь азиатско-тихоокеанского региона, а не Арктики. Понятно, что какие-то внятные очертания эти намерения получат не раньше формирования нового бюджета на 2018 год.

Периодически американские СМИ и политики, в основном Салливан, напоминают, что Россия укрепляется в Арктике. В частности, сенатор-республиканец сравнивает российскую политику там с китайской - в Южно-Китайском море. Стоит, правда, отметить, что Китай действует в нейтральных водах, которые объявил своими, а Россия (пока) - в пределах собственных границ. В январском Робби Грэмер пишет, что пока Россия "усиливает свое военное присутствие в регионе", Арктика "все время проваливается в бюрократические дыры американской машины по разработке внешней и оборонной политики".

Хотя американцы мало нуждаются в Арктике с точки зрения наличия там углеводородов, регион, несомненно, важен в геополитическом плане.

Как пишет Террелл Старр , обозреватель ресурса на военную тематику Foxtrot Alpha, США, в отличие от России, не имеют внятных планов по освоению Арктики. США банально не хотят вкладываться в дорогие проекты в арктических условиях. Грубо говоря, Запад зевает, пока РФ осваивает арктический регион. России Арктика нужна в первую очередь по экономическим соображениям: для контроля над морским путем и добычи ресурсов. Разумеется, военный контингент нужен для обеспечения этих целей. Но есть проблема: у России нет технологий арктического бурения, и она не может их получить, пока не выйдет из-под санкций (хотя какие-то наработки для освоения Арктики Росатом пообещал представить на форуме в конце марта 2017 года). Тогда как американцы, наоборот, обладают технологиями, но не имеют ледоколов.

Франчайзинг