Фгос проектная деятельность дошкольников. Технология проектной деятельности в доу методическая разработка на тему. Дуб и его строение

Организация: СП «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ № 21

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

Исследовательские /творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

Информационно – практические: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, отдельных уголков).

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна– спектакль, сказка, постановка).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мои друзья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные : «Театр», «Сказки дедушки Корнея», «В гостях у сказки»;
  • межгрупповые : «Домашние животные и птицы», «Времена года»;
  • творческие : «Мои друзья», «У нас в саду», «Любимые сказки»;
  • групповые : «Зимние сказки», «Если хочешь быть здоров», «Подводный мир», «Уроки Мойдодыра», «Наша армия сильна»;
  • индивидуальные : «Я и моя семья», «Секреты моей бабушки» и др.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (1-2 недели),
  • долгосрочные (например, «Птицы – наши друзья» - на три недели).

Краткосрочные проекты.

Тематические проекты дают возможность построить работу группы, исходя из интересов, возможностей и потребностей детей. Самостоятельный детский выбор темы возможен в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок обладает достаточными навыками для самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Например, в канун 8 марта с детьми рассматривали картины, рисовали, лепили, и возникла проблема, что подарить маме? План действия разрабатывался коллективно. Моя задача – научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели.

Следующим этапом работы являлась непосредственно реализация практической части. Я ненавязчиво оказывала дошкольникам помощь, а также направляла и контролировала осуществление проекта. Затем дети представляли продукт собственной деятельности своим мамам и сотрудникам детского сада.

Обычно наши проекты имеют недельные временные рамки, но если интерес детей не исчерпан, педагоги планируют деятельность до тех пор, пока не отработаются все, заданные детьми вопросы.

Долгосрочные проекты.

Так наш проект «Птицы – наши друзья» планировался как краткосрочный. Но к концу недели интерес детей к теме не ослабевал, поэтому мы расширили и углубили проект, и он стал долгосрочным. Начался проект со знакомства с повадками перелётных птиц осенью, затем встал вопрос о зимующих птицах и о том, как прокормить птиц зимой. Дети выучили стихотворения, слушали пение птиц, лепили, рисовали, делали аппликации, конструировали кормушки. Постепенно к нашему проекту присоединились другие группы нашего дошкольного учреждения. Таким образом, групповой проект перешел в разряд межгруппового проекта. В детском саду была организована акция «Покормим птиц зимой», в рамках которой проходил конкурс «Кормушка». К работе были привлечены родители, бабушки, дедушки и сотрудники детского сада. В результате совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности и самостоятельных действий у детей сформировалась система представлений об охране птиц. Эти представления являются основательными, потому что ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Мы постарались научить наших детей любить и беречь природу.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

И здесь очень важна работа педагога.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, то одним из условий эффективной разработки и реализации проекта является компетентность педагога. Поэтому воспитателям необходимо пройти курсовую подготовку по данной теме, постоянно повышать уровень своей квалификации и заниматься самообразованием.

  • ИОЧ Вариативный блок «Компетентностно – ориентированный подход к образованию. Метод проектов»;
  • Целевые и хозрасчетные курсы;
  • Самообразование.

Работа родителей в реализации проекта:

Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он вдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.

Вывод: В заключение отметим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

1. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Морозова Л.Д. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.

2. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода.-М.,2004.

4. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько И. В. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

5. Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е.С. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

галина попова
Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании)

Метод проектов

в дошкольном образовании

И. О___Попова Галина Егоровна___

Должность ___Воспитатель___

Место работы ___МДОУ ДС КВ «Сардана» ___

с. Хатыстыр, 2014 г.

(Метод проектов )

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение : активное, любознательное. И дошкольные учреждения , как первая ступенька в образовании , уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе и ФГОС дошкольного образования ).

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду ! Задача педагогов - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников , и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности .

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования . Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность , выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии , не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности :

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников ; изменяется психологический климат в группе;

Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта , становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны;

Приобретение умения рассуждать : дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

Развитие коммуникативных навыков : умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом , связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта .

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» , выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками . У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов .

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Проекты классифицируются :

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ) ;

- по количеству участников : индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Л. В. Киселева выделила следующие типы проектов в ДОУ :

1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст )

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект , «Ради чего он осуществляется?» , «Что станет продуктом проектной деятельности , «В какой форме будет презентован продукт?» .

Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – «Выбор темы» (разработка проектного замысла )

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности . Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» :

Что знаю?;

Чего хочу узнать?;

Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта . Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей .

Второй этап – реализация проекта .

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) . Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – Подведение итогов проектной деятельности .

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников , находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта . Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности . В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.) .

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта .

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий) . Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя : создание мотивации проектной деятельности ; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности ; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности ; презентация результатов проектной деятельности .

Последовательность работы педагога над проектом :

Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

Вовлекает дошкольников в решение проблемы ;

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей) ;

Обсуждает план с семьями на родительском собрании ;

Вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта ;

Собирает информацию, материал;

Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта ,

Даёт домашние задания родителям и детям;

Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

Подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы) .

Таким образом , в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Проектный метод в деятельности ДС КВ «Сардана» с. Хатыстыр

(из опыта работы)

Детский сад комбинированного вида «Сардана» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса . Практика доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании докольников.

Предпосылками использования метода проектов явились :

Постоянное видоизменение и совершенствование развивающей среды;

Использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий ;

Создание собственной Программы «Союз трех культур» (якутской, эвенкийской, русской) ;

Интеграция базисного и дополнительного образования , создание единого образовательного пространства ;

Потребность педагогов в инновационной деятельности ;

Адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс .

Метод проектов используется в работе начиная с младшего дошкольного возраста . Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте :

физическое развитие :

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств (индивидуальный семейный проект «Я расту» );

Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье (ролево-игровой проект «Азбука моего здоровья» ;

социальное развитие :

Формирование способов общения (вернисаж «Моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» );

познавательное развитие :

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практичеких задач (межгрупповой проект «Мир животных и птиц» , «Два мира есть у человека» , «Человек – дитя природы» , творческие проекты «Я и мои друзья» , «Любимые сказки» , «Домашний любимец» ); (В рамках проекта «Человек – дитя природы» , ежегодно проводятся акции : «Сбережём подснежник» , «Берегите ёлочку - зелёную иголочку!» , «Лилия - красота земли якутской» ).

эстетическое развитие :

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам «Я люблю свою лошадку» ;

Овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра» , «Здравствуй, Агния Барто» , ролево-игровые проекты «Такие разные куклы» , «Любимые игрушки» );

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте :

социальное развитие :

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами и внеситуативно- личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (индивидуальные проекты «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Моя мама – мастерица» , «Папа – мастер на все руки» , «Бабушкины вкусности» , «Дедушкины советы» , проект «Сказки о красках» , групповые проекты «Познай себя» );

физическое развитие :

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни ;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Игры и состязания наших предков» );

познавательное развитие :

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (групповой проект «Красная книга» , «Полезные ископаемые Якутии» , «Рыбы реки Алдан» , комплексные проекты «Богатыри земли Олонхо» , «Богатыри земли русской» , «Здраствуй, Дедушка Корней!» ;

эстетическое развитие :

Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов ;

Овладение различными видами художественной деятельности ;

Развитие способности к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки» , творческий проект «Белоствольная красавица – береза» , комплексные проекты «Книжкина неделя» , «Мир театра» , «Земля Олонхо» ).

Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачной находкой всего педагогического коллектива.

Вот уже восьмой год проводится районная детская научно-практическая конференция «Шажок в будущее» в г. Алдан среди дошкольников . Победители внутрисадовского конкурса проектной исследовательской деятельности «Шажок в будущее» едут представлять наш детский сад на район и занимают призовые места.

Использованная литература

1. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения. – М., 1996.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М. Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.

3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие . – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.

5. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста . – М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности , 1996.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

7. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» //Вопросы психологии, 1990. - №5.-С. 65-71.

8. Поддьяков А. И. Ребенок-дошкольник : проблемы психического развития и саморазвития //Дошкольное воспитание , 1998.-№12. –С. 68-74.

9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании . Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста . Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением » №4. 2004 г.

11. Цветкова И. В. Экология начальной школы : Игры и проекты . – Ярославль : Академия развития, 1998.

12. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в педагогогической практике. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Технологию проектной деятельности в ДОУ по ФГОС можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации взаимодействия детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дошкольники вместе с педагогом выполняют совместный проект, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался.

Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ , важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от воспитанников – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Скачайте этапы разработки проекта в ДОУ
Скачать в.docx

Партнерское взаимодействие взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС , нужно обязательно помнить, что при реализации такой схемы работы воспитателя с дошкольниками, позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская работа взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной работе, – но воспитатель все делает вместе с детьми.

Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для дошкольника.

1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.

2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.

Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к взаимодействию: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Финансово-экономическая деятельность . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

3) Третья позиция – свободное общение.

«Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве.

Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игры и обучения, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается.

4) Четвертая позиция партнерских отношений – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому воспитаннику свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и малыши, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги.

Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность.

Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любое взаимодействие педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки педагогического проекта. Для разработки выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».

Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе реализации проекта дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации.

Важна позиция, что участники образовательных проектов должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у воспитанника: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы воспитанники активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС

Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете найти великолепные идеи, готовые сценарии. Например, такие темы: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д.

Любой проект в в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник).

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 27 «Золотая рыбка» города Обнинска Подготовлено зам. заведующего по ВР Полугодиной Л.М., первая категория г. Обнинск 2014 г.


Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;


Сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основные принципы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»


Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus («брошенный вперед»)


Метод проектов возник во второй половине XIX века. Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюти. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства». В начале XX в. Метод творческих проектов привлек внимание отечественных педагогов, таких как В.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе того времени.


Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.


Почему метод проектов В основе развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, необходимость применения интегрированных из разных областей знаний.


В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.


Осязаемые результаты Результаты выполненных проектов, над которыми работает группа, должны быть «осязаемы»: если теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению.


Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад, презентация, газета и др.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).


Основные требования к использованию метода проектов: Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий -определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; -выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; -оформление конечных результатов; -анализ полученных данных; -подведение итогов, корректировка; -выводы.






Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста: В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.


1 Постановка проблемы 2 Оценка возможностей для решения проблемы 3 Разработка идеи, способствующей решению проблемы 4 Формулирование целей и предположений 5 Сбор и обработка необходимой информации 6 Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта 7 Организация и выполнение проекта 8 Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы 9 Представление проекта Алгоритм проектной деятельности


МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Практические Создание развивающей среды Экскурсии, наблюдения Оформление уголков в группах для познавательного развития детей Словесные Беседы, наблюдения Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры Наглядные Выставки, конкурсы Сбор фотоматериалов Рассматривание иллюстраций Ознакомление с художественными образами искусства Личный пример взрослых






По целевой установке (доминирующей деятельности) По предметно – содержательной области По характеру координации По количеству участников По продолжительност и Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата. Творческие результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение и др.). Ролево – игровые Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по- своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра. Информационно-практико- ориентированные- как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры. Результат: проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь,и т.д.). Монопроекты (в рамках одного предмета) творческие естественно- научные экологические спортивные географические исторические Межпредметные (в рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ) С открытой координацией (координатор руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта) Личностные (индивидуальн ые) Парные Групповые Межгруппо - вые Краткосрочные (для решения небольшой проблемы,1занятие, 1неделя) Средней продолжительност и (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).


Постановка цели проекта Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?








Этапы работы над проектом ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность детей 1 этап организационн ый Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание 2 этап Планирование работы Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) 3 этап Реализация проекта Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума) 4 этап Презентация проекта Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности


Дерево проекта 1. Постановка проблемы. (Что хотим изменить, что не устраивает). 2. Причины (формулируются с «не» и «нет»): 3. Цель. (Что хотим получить). 4. Задачи: 5. Мероприятия и ответственные 6. Ресурс (родительский актив, кадры, соц. партнёры…) 7. Продукт. 8. Критерии эффективности (покажут, что достигли цели). Не знаютНе умеют Не созданы условия Не … Ликвидировать незнание Научить Выявить возможности Создать НОД Практикум Чтение литературы Беседа Консультация Анализ ситуации Открытый показ Занятия Обмен опытом Анкета


1 этап – организационный Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта деятельность


2 этап – планирование работы деятельность Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) Участие в работе одной из групп.


Планирование проекта В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (Какую тему для обсуждения вы предлагаете?. Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?. Сколько детей выбрали эту тему?. Посчитай, Настя. А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь? Посчитай, Кирилл. Какую тему выбрало большинство детей?) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.




Системная «паутинка» проекта Внешний вид Размер Оперение Клюв Хвост Лапы Глаза Питание Ягоды Зерновые Пищевые отходы Условия жизни Зимой Летом Значение в жизни человека Доставляют людям эмоциональное удовольствие На примере экологического проекта «Снегирь да синичка – птички невелички»


3 этап – реализация проекта деятельность Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + социальные партнеры)


4 этап – презентация проекта деятельность Подготовка к презентации. Презентация. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности


Структура проекта обязательно включает: насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети.




Общие группы вопросов по итогам реализации проекта Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? 2. Какова степень достижения цели? 3. Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи остались нерешенными, почему? 4. Какие задачи были переструктурированы в процессе реализации проекта? 5. Какие изменения, достижения были получены сверх намеченных? 6. Какова дальнейшая «судьба» проекта? Подлежит ли он совершенствованию? В чем? Может ли быть тиражирован? Где?


Уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е.Евдокимовой) 1 уровень: Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет): Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей; Постановка цели, ее мотивация; Привлечение детей к участию в планировании деятельности; Совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату; Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.


2 уровень: Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни): Выделение проблемы, отвечающей потребности детей; Совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата; Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; Совместное определение перспективы развития проекта.


3 уровень: Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений) Постановка детей в определенные условия, выделение проблемы; Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; Планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации; Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу; Обсуждение результата Определение перспектив развития проекта.


Положительные моменты метода проектов Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.


Положительные моменты метода проектов Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.


Паспорт педагогического проекта Наименование проекта Образовательный проект «???» Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего (младшего) дошкольного возраста и их родителями. Участники проекта Педагоги, специалисты, родители и воспитанники??? группы. Цель проекта Задачи проекта Задачи для педагога:… Задачи для воспитанников:… Задачи для родителей:… Сроки реализации Долгосрочный с … по… Вид проекта Особенности проекта Итоги проекта




Содержание проекта 1.Введение 1.1 Актуальность 1.2 Проблема 1.3 Гипотеза 1.4 Условия реализации 1.5 Цель и задачи проекта 1.6 Ожидаемые результаты 2. Планирование работы 2.1 План – график. 2.2 Взаимосвязь участников проекта. 2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. 2.4 Интеграция образовательных областей 3. Этапы работы над проектом этап - подготовительный этап - планирование этап - деятельностный этап - заключительный 4. Выводы 5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности 6. Литература 7. Приложения


Роль педагога при взаимодействии с семьей В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!


Советы педагогам по работе над проектом. 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, под­держивать его любознательность и устойчивый интерес к про­блеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы де­тей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари­анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошиб­ку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотвор­чества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентиро­вать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.


Используемая литература Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения С Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, с. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, Источник шаблона: Рожко Наталья Викторовна МОУ СОШ 32 г. Комсомольска-на-Амуре Учитель начальных классов

Идеи